МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

О ПРАВАХ ИНОСТРАНЦЕВ НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Печать

Опубликовано 22.08.2015 07:05 , Автор: А. Желватых Категория: Законодательно правовые проблемы села

 Земли сельскохозяйственного назначения являются основой продовольственной безопасности государства. Правовому регулированию отношений по их обороту посвящён Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями)
   Логично, что законодатель ограничивает права иностранных граждан и лиц без гражданства по владению, пользованию и распоряжению сельскохозяйственными землями. Любой переход таких земель иностранцам влечёт фактический их выход из-под юрисдикции нашей страны. Такая земля служит интересам другого государства. Не будем гадать, какие они, не имеет смысла. Они просто другие. И совершенно необязательно будут совпадать с интересами России. А учитывая огромные финансовые ресурсы некоторых иностранных граждан, такая правовая защита становится жизненно необходимой.
            Но давайте посмотрим: что предлагает нам законодатель?
   Статья 3 указанного Закона гласит следующее: «Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды».
А теперь попробуем смоделировать хотя бы две ситуации.
 
            Ситуация 1. Земля сельскохозяйственного назначения переходит в управление иностранцам на праве аренды. Пункт третий статьи 9 Закона устанавливает максимальный срок аренды в сорок девять лет.
            Мягко скажем, довольно длительный срок. А учитывая, что молодое российское законодательство меняется весьма часто, то не можем ли мы предположить, что, иностранцы, взяв в аренду землю на без малого полвека, «дождутся» изменения правовых норм в их пользу? Или даже «помогут».
 
            Ситуация 2. На самом деле переход права собственности на земли под контроль иностранных граждан тоже не представляет особой проблемы.
         Во-первых, доля участия 50% - достаточно большая и позволяет существенно влиять на принятие решения в юридическом лице. Кроме того, не стоит забывать, что текущее управление деятельностью организации осуществляет исполнительный орган (к примеру, директор), который может быть иностранным гражданином и лицом без гражданства. Связка «50% уставного капитала + директор» зачастую позволяет взять под контроль компанию.
            Во-вторых, про лиц с несколькими гражданствами в Законе не сказано ни слова. Если к примеру, человек является гражданином Российской Федерации, но имеет дополнительно гражданство другой страны, возникает вопрос: чьи интересы ему ближе? На чьей стороне он будет в случае конфликта интересов? А ведь с точки зрения Закона, он имеет полное право на оформление земель в собственность!
 
            Таким образом, современный законодатель не устанавливает должной правовой защиты земель сельскохозяйственного назначения.
Вывод простой: современные законодатели должны позаботиться о защите нашей земли законодательным образом.  
Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным