МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Печать

Опубликовано 01.03.2019 18:28 , Автор: Потехин Н.А. Категория: Продовольственная безопасность

 

Н.А. Потехин,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

 

В.Н. Потехин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права,

Уральский государственный аграрный университет

 

Ключевые слова: альтернативный подход, продовольственная безопасность, теоретические подходы, управление, блоки, концепция, человек

Keywords: alternative approach, food security, theoretical approaches, management, blocks, concept, person

 

 Оценить подходы к решению проблемы продовольственной безопасности России предполагает предварительный анализ используемых наиболее распространенных инструментов в теории, методологии и практике управления общественным производством. Это значит не только позиционировать их по отношению к прошлому, настоящему и будущему, но и – как отмечал академик Б.М. Кедров [9] – определить уровень выполнения наукой социально-экономических функций, то есть способности:

- быть инструментом для объективного анализа, оценки состояния развития изучаемых явлений;

- быть инструментом выработки оперативных влияний на развитие природы, общества, производства, человека;

- обеспечивать разработку прогнозов и программ адекватных закономерностям развития общественного воспроизводства;

- осуществлять стратегическую функцию предвидения нежелательных (тупиковых) для общества последствий, связанных с различными формами и методами воздействий на развитие природы, производства, человека и всего социума.

Анализ накопленного теоретического, методологического и практического отечественного и зарубежного опыта исследования социально-экономических процессов и управления общественным производством позволяет выделить несколько существенных недостатков   в  решении выделенной проблемы. К наиболее важным из них, на наш взгляд, относятся: 1) веками разрабатываемые многочисленные теории, методологии и практики развития общественного воспроизводства, в том числе продовольственной безопасности, осуществлялись под влиянием исходной дискриминационно-деградационной модели жизнедеятельности человека-общества в природе – «Тиран-Жертва» со всеми вытекающими последствиями [13]. К таким теориям следует отнести работы Мальтуса, а сейчас, по определению    авторов (4;5), сторонников концепции «золотой миллиард», «либерально-демократической перестройки» России,    навязывающих мнение о том, что в условиях ограниченности природных ресурсов,  общество и производство не в состоянии обеспечить продуктами питания, иными товарами и услугами постоянно увеличивающуюся численность населения на Земле. Этим   оправдывается проводимая политика по уничтожению населения  мирового сообщества в угоду национальных и международных элит; 2) в основе данных и  подобных   теорий, методологий и практик используется преимущественно неадекватный, устаревший инструментарий в виде закона сохранения энергии, линейных моделей, линейной математики, отражающих развитие неживой материи, стоимостные показатели в денежном и ценовом выражении. Этим страдают известные труды классиков политической экономии А.Смита, Д. Рикардо, труды последователей марксизма-ленинизма, все прошлые и современные буржуазные учения, практика управления и концепция продовольственной безопасности [3]; 3)  большинство наиболее   распространенных в настоящее время социально-экономических трудов навязывают субъективно-договорные подходы и условия высокой степени неопределенности, соответствующие инструменты исследования и практики управления в виде – теории стоимости, прибавочной стоимости, денег и роли золота, пяти функций денег и золота в общественном производстве, развития конкуренции, инвестиционной привлекательности, имеющие тупиковую направленность [10;14]; 4) это позволяет обосновать систему ложных – целей, принципов,   субъективно-договорных показателей, форм, методов, которые в совокупности  создают искаженное представление при оценке состояния социально-экономических явлений, процессов, тенденций развития общественного воспроизводства [10;14]; 5)   уровень разработки теорий и методологий познания общественного воспроизводства остановился преимущественно на трех уровнях познания:  а) частичном (фрагментарном-поверхностном, «кусочном»), б) логическом (линейном); в) структурно-функциональном (плоскостном), характеризующимися неполными представлениями о сущности социально-экономических процессов, явлений и практике ручного управления в условиях высокой степени неопределенности и волюнтаризма[3]; 6) в общественных науках до сих пор не используются давно  известные (открытые в 1873 году) отдельные всеобщие законы развития живой материи и социально-экономических явлений – закон сохранения полной мощности (выполненной работы обществом), измеряемый в кВт/час и других законов, в т.ч. социально-экономических [2;7;11]; 7)   преимущественно используются в теории и практике  данные и подходы, характеризующие состояние явлений в статике, хотя авторы исследований почему-то говорят о динамических моделях,   исследованиях и расчетах, типа трех сценариев, неадекватных, как правило, реальной действительности; 8) в отечественных и зарубежных общественных науках и практике почти не используются такие категории, как «социально-экономический инвариант», «целостные социально-экономические модели по уровням хозяйствования», «системно-целостная междисциплинарная методология», обеспечивающие полное познание явлений природы и общества в условиях определенности, знания структуры, содержания, механизма объективного преобразования общественного воспроизводства по уровням хозяйствования[1]; 9) не учитывается цикл обновления  производства по уровням хозяйствования и фазы движения (ресурсов-результатов, видов деятельности-потребления) по фазам цикла –  потоков-процессов, а с ними основные объективные тенденции в развитии экономики страны и управления.  Цикл обновления охватывает следующие фазы: 1)разработка и внедрение новых научно-технологических, социально-экономических и иных идей и их осуществление в воспроизводстве и управлении; 2) тиражирование прорывных технологий по уровням хозяйствования; 3) модернизация внедренных разработок; 4) потенциал исчерпан, модернизация неэффективна, наблюдаются масштабные потери в обществе, производстве и управлении, необходим срочный переход на качественно новую научно-технологическую, социально-экономическую и иную идею.  Этот цикл, как правило, длиться в обществе порядка – 60-50 лет (при экстенсивном способе производства)[6], при интенсивном –  30-25 лет, при инновационном способе воспроизводства –15-12 лет. В настоящее время экономика России, как и многих стран, находится уже более 50 лет на завершающей (четвертой фазе) цикла обновления общественного производства со всеми вытекающими негативными последствиями. Отсюда следует, что характерным является экстенсивный тип воспроизводства. Здесь следует помнить, что при таком типе производства повышение производительности труда в 2 раза предполагает увеличение инвестиций в 8 раз, при инновационном типе производства повышение инвестиций в 2 раза приводит к росту производительности труда в 7-8 и более раз. Этим отличается альтернативный и традиционный подходы в решении проблемы продовольственной безопасности страны.

Перечисленные основные недостатки в теории и методологии создали   ситуацию в общественных науках и практике, длящейся на протяжении уже порядка 50 лет, типа той, о которой писал в своей работе В.И.Ленин в начале ХХ века «Материализм и эмпириокритицизм», в которой он пришел к выводу о состоянии науки –  «нищета философии и философия нищеты»[8]. В настоящее время по существу отсутствуют реальные объективные научно-теоретические, методологические, методические социально-экономические и комплексные разработки перспективных предложений по кардинальному решению выделенной проблемы. Все это непосредственно  служит важнейшей причиной выбора в теории и практике государственного и хозяйственного управления неадекватных подходов, инструментов расчета, определения неэффективных путей, форм, методов, выработки, принятия и реализации соответствующих фрагментарных  управленческих задач.   

Исходя из  анализа, можно сделать вполне определенный вывод о том, что общественные науки пока не справляются с возложенными обществом и государством на них социально-экономическими задачами. К сожалению,  государственный аппарат в лице Академии наук РФ, соответствующих министерств и ведомств не ставит такие комплексные  задачи по разработке реальных прогнозов и рациональных вариантов их осуществления.

В отличие от изложенных подходов и их обоснований, кардинальное решение проблемы  продовольственной безопасности России предполагает разработку и незамедлительное осуществление объективной концепции, охватывающей комплекс межотраслевых мероприятий стратегического, тактического и оперативного характера направленных на:

-  создание и повсеместное использование в общественном производстве  качественно новой научной базы, адекватной социально-экономической теории и концепции развития человека-общества в природе, системно-целостной междисциплинарной методологии;

         - фундаментальной подготовки инновационных кадров всех категорий;

         - форсированное внедрение прорывных и супертехнологий, обеспечивающих многократный   рост  производительности труда по всем уровням хозяйствования, постоянное повышение благосостояния всего населения страны, экологически чистое воспроизводство;

- разработку и внедрение системы информационных технологий и управления нового поколения, направленных на достижение постоянных эффектов совокупной синергии со знаком плюс по всем уровням хозяйствования [12].

Такой концепцией и альтернативным подходом, охватывающими в комплексе: производительные силы, производственные и надстроечные отношения,  страны, экологию, идеологию, политику, информационно-правовые и управленческие стороны   перспективного развития для всего населения страны, на наш взгляд, является  форсированное  и концентрированное осуществление Второй индустриализации России, обеспечивающей выход из всяких внутренних и внешних системных кризисов, в т.ч. кардинальное решение проблемы продовольственной безопасности, переход на качественно новый цикл обновления общественного воспроизводства, формирование инновационного способа производства, создающего предпосылки для использования подлинно гуманной исходной модели развития человека-общества в природе – «Каждый человек хозяин своей жизни» [13].  Осуществление выделенной стратегии, тактики и оперативного управления предполагает несколько этапов: первый этап охватывает 1,5-2 года – создание прототипов принципиально новых технологий; второй этап – плюс 3-5 лет – тиражирование по всем сферам и уровням хозяйствования прорывных технологий; третий этап – параллельно –  учет, анализ, внесение поправок в прогнозы, программы, планы на основе всеобщего мониторинга нового поколения, разработка и осуществление качественно новой внутренней и внешней стратегии развития России на качественно новой научной базе, инновационных кадрах всех категорий, супертехнологиях, информационных и управленческих системах нового поколения на 25-50-75 лет (1-2-3 поколения жизни населения страны) [12]. 

Наиболее предпочтительным и адекватным инструментом, позволяющим обеспечить комплексную разработку объективной стратегии, тактики, оперативных планов  и их рационального осуществления на основе системно-целостной межотраслевой методологии  является, на наш взгляд,  следующая таблица (см. табл.1). Она получила научно-практическое подтверждение   еще в советское время на уровне регионов, отраслей и в условиях перестройки при разработке федеральной программы    по «Предупреждению налоговых правонарушений налоговой полицией», также при разработке и внедрении эффективной системы управления крупными хозяйственными комплексами.  

Таблица 1- Концептуальная модель всеобщего развития и управления общественным воспроизводством по уровням хозяйствования* 

Блок 1.

Блок 2.

Блок 3.

Блок 4.

Блок5.

Блок 6.

Блок 7.

Блок 8.

Блок 9.

Примечание*: представленная нами концептуальная модель охватывает основные типовые (инвариантные) аспекты развития общества и его звеньев, которые могут и должны конкретизироваться по уровням хозяйствования с учетом системно-целостного междисциплинарного инструментария, в т.ч. по отраслям, территориям, предприятиям, производствам и каждому работнику-человеку и их семьям. Все блоки таблицы взаимосвязаны и взаимосогласовываются каждый друг с другом структурно, содержательно, по характеру, направленности, по горизонтали и вертикали (сверху-вниз и снизу-вверх)[11].

 

 Блок первый – является определяющим все остальные. Он включает: качественно новую научную базу комплексного решения выделенной  проблемы, в данном случае – продовольственной безопасности. Объективную теорию и концепцию рационального решения проблемы, системно-целостную междисциплинарную методологию исследования (анализ, синтез) проблемы в условиях определенности – полного знания структуры, содержания, объективного механизма развития общественного воспроизводства и рационального управления этим процессом на основе объективных показателей в кВт/час и иных показателях системы размерности физических величин.  Разрабатывается соответствующая подлинно гуманная и инновационная идеология  по уровням хозяйствования, охватывающая:  систему объективных инновационных замыслов, включающих совокупность первоначальных, промежуточных – обеспечивающих достижение первоначальных, совокупность завершающих инновационных замыслов, отражающих смысл развития общества и каждого человека на основе учета закона сохранения полной мощности (выполненной работы) в кВт/час.. На их основе разрабатывается и формируется по уровням хозяйствования и срокам научно-технологическая, кадровая, социально-экономическая, экологическая, информационно-управленческая, правовая, духовно-нравственная и идеологическая политика государства и политика продовольственной безопасности по уровням хозяйствования России с учетом структуры бюджета социального времени на 1МГ (один миллион человек/год)[2], с учетом увеличения доли полезных затрат-результатов, уменьшения доли бесполезных, вредных, потерь затрат-результатов при разработке и осуществлении стратегической, тактической программы и оперативных планов решения выделенной проблемы по срокам. Одновременно определяются контрольные цифры и сроки (поэтапно) решения проблемы продовольственной безопасности по отраслям, территориям и т.д., включая закладку необходимых и достаточных государственных резервов продовольствия для обеспечения всего население страны на случай непредвиденных стихийных бедствий и иных обстоятельств.

Блок второй – охватывает   систему основных, промежуточных и заключительных объективных целей решения проблемы,   принципы (в т.ч. и новые) решения проблемы,  совокупность основных задач по уровням хозяйствования разрабатываемой стратегии, программы, планов и сроки их осуществления, основные объективные показатели и ответственные ведовства, лица за учет, контроль, анализ, внесение поправок, осуществление в сроки и рационально, ответственность должностных лиц по уровням хозяйствования с учетом и в соответствие с блоком 1.

Блок третий – охватывает работу по обеспечению и созданию учебно-научно-образовательной, информационно-технологической, материально-технической, кадровой, методической базы и организационному  осуществлению системы рационального общественного воспроизводства на началах фундаментальной общей и профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров всех категорий инновационного типа для высокоэффективной реализации принятой государством научно-технологической, социально-экономической и т.д. политики  комплексного решения проблемы продовольственной безопасности страны в установленные сроки  и по уровням хозяйствования (с учетом блоков 1-2).

Блок четыре – охватывает разработку и своевременное осуществление информационно-правового обеспечения рационального управления на основе всеобщего мониторинга нового поколения по уровням хозяйствования (с учетом блоков 1-3).

Блок пятый – охватывает совокупность прорывных технологий, обеспечивающих по уровням хозяйствования рациональное и высокоэффективное развитие производительных и потребительных сил, производственных, надстроечных, экологических внутренних и внешних отношений на основе использования новых физических и социально-экономических принципов в общей и профессиональной подготовке кадров всех категорий, в производстве, быту, социально-культурном обеспечении, здравоохранении и иных сферах по уровням хозяйствования (с учетом блоков -1-4).

Блок шесть – охватывает систему и условия рациональной жизнедеятельности работника-человека всех категорий и их семей в рабочее и свободное время. Здесь включаются комфортные условия труда и отдыха в рабочее время, система рационального обеспечения необходимой и достаточной занятости трудоспособного населения. Также  предусматривает комфортные условия быта, отдыха в свободное время, развитую социально-культурную инфраструктуру, для занятия также физической культурой и спортом, инновационную систему здравоохранения, общего и профессионального обучения, повышения квалификации, организации здорового образа жизни всего населения страны (с учетом  блоков - 1-5).

Блок седьмой – охватывает разработку стратегии, тактики, планов комплексного развития и рационального решения проблемы продовольственной безопасности на основе всеобщего мониторинга нового поколения по уровням хозяйствования (с учетом блоков - 1-6).

Блок восьмой – охватывает систему учета, контроля, анализа, внесения поправок в рациональное решение проблемы продовольственной безопасности, принятие своевременных мер ответственности и предупреждение срывов по уровням хозяйствования на основе всеобщего мониторинга нового поколения (с учетом блоков 1-7).

Блок девятый – охватывает сопоставление блоков 1 и реального выполнения прогнозов, программ, планов  по блокам, повышения уровня качества жизни населения по уровням хозяйствования и решения проблемы продовольственной безопасности в стране с учетом контрольных цифр, установленных в государственной социально-экономической, научно-технологической и т.д. политике решения данной проблемы (с учетом блоков - 1-8).

Представленный альтернативный подход к решению проблемы продовольственной безопасности позволит в ближайшие  3 года кардинально обеспечить население России отечественными, экологически чистыми продуктами питания по основному ассортименту, исключит зависимость в технике, технологиях, кадрах, по племенному, семенному обеспечению реализации данной программы.

Таким образом, кардинальное   решение   проблемы продовольственной безопасности России предполагает выход науки и практики государственного управления на качественно новый уровень развития научной базы и ее звеньев в виде адекватной теории, системно-целостной междисциплинарной методологии, позволяющей  легче понимать и познавать сущность проблемы в условиях полного знания структуры, содержания, объективного механизма развития и управления ее решением по уровням хозяйствования.

 Осуществление Второй индустриализации России является комплексным отражением концепции, обеспечивающей выход из всех внутренних и внешних системных кризисов, в т.ч. кардинального избавления от проблемы продовольственной безопасности, предполагающей форсированный переход на качественно новый цикл обновления всего общественного воспроизводства по уровням хозяйства  и инновационный способ производства на основе повсеместного внедрения отечественных прорывных и супертехнологий,  применяющих новые физические и социально-экономические принципы в развитии и управлении жизнедеятельностью человека-общества в природе. 

Источники

     1.Вторая индустриализация России. Настольная книга руководителя государства (основы теории и практики осуществления) / под ред. д.э.н., профессора Н.А. Потехина. Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2011. 259 с.
     2.Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества / под ред. М.И. Гвардейцева. М.: Радио и связь, 1996.
     3. Губин В.Б. О методологии лженауки // Философские науки. 2002. №1. С. 150-156.
     4. Иноземцев В. Л. Власть – от Бога, Бог – от власти // Журнал "Огонёк".  ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом», 04.07.2011. В. №26 (5185).
     5.Кара-Мурза С. Г. Концепция «золотого миллиарда» и Новый мировой порядок.  М., 1999.
     6.Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.
     7. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек: Устойчивое развитие / Государственный научный центр Российской Федерации ВНИИгеосистем, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000.
     8. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм (Опубл. в 1909). М.: Политиздат, 1971.
     9. Ленин об элементах диалектики: Диалектика – теория познания / под ред. Б.М. Кедрова. М.: Наука, 1965.
     10.Нечволодов А.Д. От разорения к достатку. М: Концептуал, 2015. 128 с.
     11.Потехин Н.А., Потехин В.Н. Методология осуществления Второй индустриализации России. Настольная книга руководителя государства. Екатеринбург: СвРО МААО, 2018.  171 с.
     12.Потехин Н.А., Потехин В.Н. Концепция инновационного развития общественного производства – осуществления Второй индустриализации России на период 2017-2022гг. Екатеринбург, 2017. 35 с.
     13.Синельников В.В. Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни.  М.: Центрполиграф, 2013.
     14.Шмидхейни С. Смена курса: перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя / Пер. с англ. М.: Международный университет, 1994. 

  

Контактная информация:

Потехин Николай Алексеевич, доктор экономических наук, профессор. Уральский государственный аграрный университет. 620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Потехин Виктор Николаевич, кандидат экономических наук, доцент. Уральский государственный аграрный университет. 620075, Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Потехин Н.А., Потехин В.Н. Альтернативный подход к решению проблемы продовольственной безопасности России (с.  ).

 

По мнению авторов, кардинальное   решение   проблемы продовольственной безопасности России предполагает выход науки и практики государственного управления на качественно новый уровень развития научной базы и ее звеньев в виде адекватной теории, системно-целостной междисциплинарной методологии, позволяющей  легче понимать и познавать сущность проблемы в условиях полного знания структуры, содержания, объективного механизма развития и управления ее решением по уровням хозяйствования. Осуществление Второй индустриализации России является комплексным отражением концепции, обеспечивающей выход из всех внутренних и внешних системных кризисов, в т.ч. кардинального избавления от проблемы продовольственной безопасности, предполагающей форсированный переход на качественно новый цикл обновления всего общественного воспроизводства по уровням хозяйства  и инновационный способ производства на основе повсеместного внедрения отечественных прорывных и супертехнологий,  применяющих новые физические и социально-экономические принципы в развитии и управлении жизнедеятельностью человека-общества в природе. 

 

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным