МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Печать

Опубликовано 25.02.2019 18:21 , Автор: Сёмин А.Н. Категория: Продовольственная безопасность



А.Н. Сёмин
,

доктор экономических наук, профессор, академик РАН

(Уральский государственный горный университет)

Т.И. Бухтиярова,

доктор экономических наук, профессор, академик МААО 

(Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал)

Д.Г. Демьянов, кандидат экономических наук

(Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал)

Ключевые слова: системное развитие, «точки опоры», локальный продовольственный рынок, механизм государственного регулирования системного развития агрорынка

Keywords: systemic development, "points of bearing", local food market, mechanism of state regulation of systemic development of the agromarket

Введение. В современном мире продовольственная обеспеченность значительной части населения является одной из главных программных целей государства, предметом обсуждения мирового сообщества. В условиях финансово-экономического кризиса, политической нестабильности, критического уровня развития экономики многих стран, проблема продовольственной безопасности населения обострилась и требует безотлагательного решения. Наличие продовольственных ресурсов является основополагающим условием существования и воспроизводства современной цивилизации, а их качественные и количественные характеристики определяют состояние здоровья нации [2].

Важнейшим условием обеспечения продовольственной безопасности России является обоснованный выбор долговременной стратегии перспектив наличия государственного продовольственного суверенитета [2].

Актуальность формирования системы управления продовольственной безопасностью определена, на наш взгляд, следующими утверждениями:

во-первых, условия функционирования субъектов региональной экономики, несмотря на наличие в управленческой практике сформированных новых институтов не позволяют полностью реализовать организационно-экономический потенциал для обеспечения эффективного взаимодействия в целях успешной реализации политики продовольственной безопасности;

во-вторых, цель и содержание государственного регулирования формирования и развития агропродовольственных рынков определяют необходимость дальнейшего исследования принципов, закономерностей и обоснования методологии регулирования продовольственной безопасности России;

в-третьих, существует внутренняя и внешняя экономическая активность рассмотрения пространственных аспектов управления аграрной экономикой.

Для решения проблемы обеспечения национальной продовольственной независимости необходимы условия активного развития аграрного сектора экономики на основе ускоренной модернизации его технико-технологической базы, совершенствования системы государственного регулирования и широкого освоения инноваций, что обусловливает актуальность экономического выбора приоритетных направлений и разработки организационно-экономических механизмов продовольственной безопасности России [2].

Наличие исследовательской проблемы заключается: а) в оценке и идентификации продовольственного (агропродовольственного) рынка; б) в реализации необходимости типологизации территорий и разработке предложений по организации эффективного взаимодействия субъектов региональной экономики, участвующих в формировании спроса и предложения агропродовольственных товаров.

Сложный характер мер государственного регулирования развития аграрной сферы актуализирует необходимость формирования действенного механизма системного развития аграрного сектора экономики, адекватного приоритетным направлениям развития конкретной территории, соответствующего росту эффективности социально-экономического потенциала, способствующего обеспечению продовольственной безопасности населения страны.

Планирование развития аграрной экономики на основе практики программно-целевого подхода, проектного управления вызывает необходимость корректировки параметров государственных программ и разработки мероприятий в контексте реализации действующей программы продовольственной безопасности, проводимой исполнительными органами государственной власти [1].

Аграрный сектор  как подсистема региональной экономики исследован в работах А.И. Алтухова, В.М. Баутина, Э.Н. Крылатых, В.В. Милосердова, А.Н. Семина, других авторов.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона рассмотрено в работах А. Болоболова, В.Г. Брыжко, Е.Г. Коваленко,  В.З. Мазлоева, А.Г. Попцова, Т.М. Полушкиной, Л.И. Проняевой, В.И. Савкина, И.Г. Ушачева.

Теоретико-практические положения управления экономикой аграрного сектора содержатся в работах В.А. Плотникова, А.Н. Семина, А.И. Татаркина [1].

При всем многообразии работ, составляющих методологическую основу исследуемой проблемы, в отечественной экономической науке не получили достаточного освещения вопросы выбора стратегических приоритетов обеспечения продовольственной безопасности страны. Требуют уточнения ряд теоретических и методических положений и практических вопросов определения специфики развития агропродовольственного рынка страны в условиях импортозамещения, создания устойчивой системы обеспечения продовольственной безопасности в контексте современных трансформационных процессов в экономике России [2].

Акцент рассмотрения вопросов целесообразного участия в системном развитии аграрного сектора трех базовых (опорных) групп производителей сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров: первая - интегрированные агропромышленные формирования; вторая - сельскохозяйственные организации; третья - крестьянские (фермерские) хозяйства определен необходимостью эффективного и паритетного функционирования всех структурных элементов аграрной подсистемы в соответствии с разумной пропорциональностью их присутствия на локальном (региональном) продовольственном (агропродовольственном) рынке.

Выбор приоритетных направлений решения продовольственной проблемы должен быть основан на защите интересов отечественных товаропроизводителей с учётом сбалансированности аграрных и торговых отношений, что позволит обеспечить качественный экономический рост, повысить конкурентоспособность и устойчивость функционирования агропродовольственного сектора экономики, снизить остроту национальной продовольственной проблемы [2].

Повышение эффективности государственного регулирования аграрного сектора экономики достигается путем обоснования адресного управленческого воздействия в соответствии с функциональной специализацией его участников.

Институциональным условием эффективного государственного регулирования аграрного сектора экономики является формирование регионального (локального) продовольственного (агропродовольственного) рынка, способного удовлетворять внутренние потребности в продовольственных товарах (в том числе сырьевых) и осуществлять экспорт в другие регионы и страны.

Пропорциональность функционирования участников аграрного сектора региональной экономики (критерий системного развития) устанавливается в результате многофакторного анализа и моделирования.

Сущностная характеристика дефиниции «продовольственная безопасность страны» позволяет трактовать ее не только как достижение необходимого уровня инновационного развития, устойчивости и конкурентоспособности агропродовольственной сферы, создающей возможность доступа каждого жителя страны к качественному продовольствию в гарантированном объёме и ассортименте, но и как наличие доверия населения к реализуемой агропродовольственной политике внутри страны и на мировых рынках сырья и продовольствия в условиях усиления внутренних и внешних угроз [2].

Прогнозную эффективность реализации политики обеспечения продовольственной безопасности можно определить с помощью специально разработанной методики оценки удовлетворения среднедушевой потребности в продовольственных товарах (достаточность продовольствия), сбалансированности рациона питания и др.

Локальный (региональный) продовольственный (агропродовольственный) рынок рассматривается в качестве институциональной среды (условия) системного развития аграрного сектора в регионе.

Структурный состав системного продовольственного рынка отличается выбором групп субъектов региональной экономики, которые непосредственно формируют спрос, и группы, которые регулируют формирование спроса. Отметим, что уточнения содержания процессов, которые вызывают изменения в структуре региональной экономики, влияющие на формирование и функционирование системных продовольственных рынков, определяют важность участия населения в разработке системы мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности [1].

Дифференциация региональных продовольственных рынков может быть использована в качестве основы для группировки регионов РФ, ставшей основанием для разработки перспективных инструментов государственного регулирования системного развития агарного сектора экономики - с учетом потенциала территории в решении проблемы продовольственной безопасности.

Теоретико-методологический подход к определению характера и содержания государственного регулирования системного развития аграрного сектора экономики территории, включает в себя инструменты правовой, институциональной инфраструктуры для поддержки развития участников системного регионального продовольственного рынка с тем, чтобы обеспечить продовольственную безопасность [1].

Внедрение методики прогнозирования уровня продовольственной безопасности позволяет не только оценить потенциал территории, но и признать первоочередную потребность в структурных преобразованиях.

Решение проблемы обеспечения региональной продовольственной безопасности достигается путем оптимизации рационов питания и создания культуры потребления продовольственных товаров, обеспечивает сбалансированное функционирование субъектов, участвующих в формировании системных продовольственных рынков, в оптимальных для достижения продовольственной безопасности региона пропорциях [2].

Основные элементы системы продовольственной безопасности России включают цель, задачи, функции, принципы, механизмы и инструменты, индикаторы и направления обеспечения [2].

 

Рисунок 1 – Схема основных элементов системы продовольственной безопасности России [2].

Достижение продовольственной безопасности страны всегда зависит от способности государства преодолевать угрозы и риски различного характера. Обобщение теоретико-методических подходов к оценке угроз национальной продовольственной безопасности позволило не только их систематизировать, но и уточнить (рисунок 2) [2].

 

Рисунок 2 – Схема угроз национальной продовольственной безопасности по источникам возникновения (из материалов исследований Е.С. Мазановой)

Угрозы продовольственной безопасности страны по источникам возникновения подразделены на внутренние, внешние, экологические и природно-климатические [2].

На основе системного анализа современных угроз продовольственной безопасности страны обоснован комплекс факторов и направлений, обеспечивающих ее укрепление [2].

К внутренним факторам отнесены: технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые и социальные. К внешним – макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические и техногенные [2]. 

Среди приоритетных технико-технологических факторов выделены: модернизация технико-технологической базы АПК на основе инноваций; освоение интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства; создание эффективной системы селекции и семеноводства; укрепление племенной базы животноводства. К биологическим факторам отнесены: диверсификация сортового состава, повышение генетического потенциала продуктивности с.-х. культур и пород животных; создание новых типов трансгенных животных и растений [2].

Проведённый экономический анализ современного состояния продовольственной безопасности страны позволил выявить наиболее острые проблемы функционирования отечественного АПК и системы его государственного регулирования [2].

 

Рисунок 3 – Схема факторов, обеспечивающих укрепление  национальной продовольственной безопасности [2].

Следовательно, одним из приоритетных направлений решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов является разработка комплекса мер по ускоренному наращиванию объёмов производства дефицитных видов продуктов питания. Эти меры должны обеспечить в короткие сроки рост высокопродуктивного поголовья крупного рогатого скота. Обобщение и анализ существующих в этом направлении достижений научно-технического прогресса, а также передового опыта ведущих производителей позволили обосновать в качестве основного направления решения существующей проблемы внедрение инновационной технологии эмбриотрансфера. Она позволяет получать в десятки раз больше потомства от ценных племенных животных, чем при традиционных способах воспроизводства, что существенно ускоряет рост генетического потенциала племенного ядра и темпы селекционного процесса в отрасли [2].

В результате теоретических обобщений дополнена сущностная характеристика национальной продовольственной безопасности, которая представляет собой сложную социально-экономическую систему, обеспечивающую достижение высокого уровня инновационного развития, устойчивости и конкурентоспособности агропродовольственной сферы, что создаёт возможность доступа всем слоям населения к качественному продовольствию в гарантированном объёме и ассортименте. Важной составляющей системы является поддержка большей частью населения страны основных направлений проводимой государственной агропродовольственной политики как внутри страны, так и на мировых рынках сырья и продовольствия в условиях усиления внутренних и внешних угроз [2].

Особенностями механизма государственного регулирования системного развития аграрного сектора экономики являются:

- наличие трех типов связей (институциональных, функциональных, системообразующих);

- возможность достижения в результате реализации механизма: а) повышения рентабельности агропромышленного производства в результате оптимизации производственной программы; б) повышения плотности экономической активности за счет заполнения экономического пространства функционально- и пространственно-ориентированными организациями; в) достижение и стабилизация продовольственной безопасности.

Активная динамика реализации механизма государственного регулирования аграрному сектору обеспечивается применением управленческого инструментария (ранжированного учета целесообразности использования механизма в целях системного развития аграрного сектора экономики).

На основе теоретических обобщений выявленных угроз национальной продовольственной безопасности обоснован комплекс факторов и направлений, обеспечивающих ее укрепление. Выделены внешние, внутренние, экологические и природно-климатические факторы, в рамках которых реализуются соответствующие направления. К внешним факторам отнесены: технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые и социальные. В состав внутренних факторов включены макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические и техногенные [2].

Результаты оценки современного состояния отечественного АПК и системы его государственного регулирования позволили выявить отсутствие эффективного механизма управления, позволяющего регулировать воспроизводственные процессы и адаптировать аграрный сектор экономики к трансформирующимся рыночным отношениям. Объёмы производства продуктов питания животного происхождения не обеспечивают достижения пороговых значений индикаторов продовольственной безопасности страны. Установлено, что важнейшими инструментами регулирования процессов экономического роста в аграрном секторе экономики являются стабильность господдержки и адаптация механизмов еѐ реализации к современным реалиям [2].

Этапы разработки и осуществления  политики обеспечения продовольственной безопасности являются процедурами процессного подхода к определению элементов продовольственной безопасности.

Перспективы дальнейших исследований в избранной предметной области связаны: во-первых, с обоснованием программно-целевого и проектного подходов к управлению агроэкономикой, отличных от государственных программных форм; во-вторых, с актуализацией инструментов государственного регулирования системного развития аграрного сектора экономики; в-третьих, с проведением расчетных и прогнозных оценок эффективности реализации политики обеспечения продовольственной безопасности; в-четвертых, с включением политики обеспечения продовольственной безопасности в систему законодательных актов и методических рекомендаций федеральных и региональных схем [1].

Источники

1.Жахов Н.В. Государственное регулирование системного развития аграрного сектора экономики региона / Под ред. проф. Н.В. Сироткиной. М.: Научная книга, 2018.  350 с.

2.Мельников Б.А. Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности России [Текст] / Б.А. Мельников // Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (АПК и сельское хозяйство)».  Краснодар.  2018. 24 с.

3.Продовольственная безопасность и политика импортозамещения в агропромышленном комплексе, / А. Мельников, В. Трысячный, А. Котенев, Сташ, Б. Мельников // Международный журнал IJBR.  2017, том 8, вып. 4,  С. 1355–1362. WoS. (статья издана на английском языке).

4.Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности в условиях зарубежных торговых ограничений / А. Мельников, В. Трысячный, А. Котенев, П. Жиров, Б. Мельников // Международный журнал политики и права. 2018, том 11, вып. 3. С. 10-16. WoS. (статья издана на английском языке).

 References

 1.Zhakhov N.V. Gosudarstvennoye regulirovaniye sistemnogo razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki regiona / Pod red. prof. N.V. Sirotkinoy. M.: Nauchnaya kniga, 2018. 350 s.

2.Mel'nikov B.A. Prioritetnyye napravleniya obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Tekst] / B.A. Mel'nikov // Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni k.e.n., spetsial'nost' 08.00.05 «Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom (APK i sel'skoye khozyaystvo)». Krasnodar. 2018. 24 s.

3.Prodovol'stvennaya bezopasnost' i politika importozameshcheniya v agropromyshlennom komplekse, / A. Mel'nikov, V. Trysyachnyy, A. Kotenev,  Stash, B. Mel'nikov // Mezhdunarodnyy zhurnal IJBR. 2017, tom 8, vyp. 4, S. 1355–1362. WoS. (stat'ya izdana na angliyskom yazyke).

4.Gosudarstvennaya politika obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyakh zarubezhnykh torgovykh ogranicheniy / A. Mel'nikov, V. Trysyachnyy, A. Kotenev, P. Zhirov, B. Mel'nikov // Mezhdunarodnyy zhurnal politiki i prava. 2018, tom 11, vyp. 3. S. 10-16. WoS. (stat'ya izdana na angliyskom yazyke).

Контактная информация:

Сёмин Александр Николаевич, доктор  экономических наук, профессор, академик РАН. Уральский государственный горный университет. 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бухтиярова Татьяна Ивановна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета. Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Демьянов Дмитрий Геннадьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Contact Information:

Alexander N. Semin, Doctor of Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences. Ural State Mining University. 620144, Yekaterinburg, Kuibyshev St., 30.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Tatyana I. Bukhtiyarova, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Chelyabinsk branch.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Dmitriy G. Demyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Chelyabinsk branch.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сёмин А.Н., Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Продовольственная безопасность и ее обеспечение в условиях современной России (с.  ).

 

Современное структурное экономическое управление требует практического и обоснованного инструментария достижения целевых индикаторов продовольственной безопасности. В статье рассмотрено содержание исследовательской проблемы, пути её решения, обоснованы новые подходы к формированию концепции государственного регулирования развития аграрного сектора экономики (приоритеты и перспективы решения на всех уровнях проблемы продовольственной безопасности).    В целях создания эффективного партнерства разноотраслевых акторов аграрного сектора экономики необходимо реализовать преимущества  структурного управления социально-экономических систем, использовать на практике инструментарий достижения целевых индикаторов развития аграрной экономики.

                  

Semin A.N., Bukhtiyarova T.I., Demyanov D.G. Food security and its provision in the conditions of modern Russia (p.).

The modern structural economic management demands practical and reasonable tools of achievement of target indicators of food security.  In article the maintenance of a research problem, is considered here and its decisions, are proved new approaches to formation of the concept of state regulation of systemic development of the agrarian sector of the economy reflecting priorities and prospects of the solution at all levels of a problem of food security. For creation of efficient partnership of raznootraslevy actors of the agrarian sector of economy it is necessary to realize advantages of structural management of social and economic systems, to use in practice tools of achievement of target indicators of development of agrarian economy.

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным