Условия государственной поддержки определяются указами Президента, постановлениями Совета министров, решениями соответствующих министерств и ведомств.
Проекты вышеуказанных законодательных актов на 2016 год уже разработаны и обсуждены с участием сельскохозяйственных производителей. В обсуждении принимали участие и фермеры (из 25 членов координационного (экспертного) совета при Министре сельского хозяйства и продовольствия — 12 фермеров).
По сути, в Белоруссии для фермера нет «закрытых дверей».
Так же, как и в России, в Белоруссии разрабатываются и принимаются различные программы — как государственные, так и региональные: по мелиорации, племенному делу, семеноводству, картофелеводству и т.д. Затраты по известкованию почв на 100 % взяло на себя государство. Затраты по оплате за электроэнергию в защищенном грунте частично дотируются из бюджета.
Кроме долгосрочных программ, рассчитанных, как правило, на 5 лет, принимаются и другие законодательные акты, направленные на оздоровление экономики. К примеру, президентским указом сельскохозяйственным организациям, независимо от форм собственности, предоставлена отсрочка на 5 лет по долгосрочным кредитам, выданным на модернизацию и лизинг.
Ежегодно, согласно соответствующему постановления Совета министров, 50 % ставки рефинансирования по кредитам на проведение полевых работ берет на себя государство.
Министерство финансов размещает целевые депозиты в банках, благодаря чему появляется возможность выдачи льготного кредита под 2 % годовых для приобретения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и минеральных удобрений. Топливо для производителей сельскохозяйственной продукции на 20 % дешевле. Все биотопливо, произведенное в республике, идет в сельское хозяйство.
В стране создан благоприятный инвестиционный климат. На инвестиционные проекты выделяются кредиты под 7 % годовых. К примеру, российское предприятие «Детско-сельский городок», расположенное на территории Витебской области, уже дважды получило кредит на модернизацию животноводческих объектов.
В республике создан единый банк данных по неиспользуемым производственным объектам, что позволяет фермерам участвовать в аукционах. Зачастую очень хорошие производственные объекты продаются за одну базовую величину — 180000 белорусских рублей (790 российских рублей).
Одним из примеров господдержки можно назвать условия, предусмотренные для выполнения государственного заказа на растениеводческую продукцию. В 2015 году до 1 июня государственные перерабатывающие предприятия выплатили аванс в размере 60 % от суммы контракта сельскохозяйственным предприятиям.
Вся государственная поддержка сельского хозяйства распределяется следующим образом: 50 % — на гектар; 50 % — на валовую продукцию. Фермеры инициируют, чтобы вторая часть определялась не валовой, а товарной продукцией.
Что касается налоговой политики в сельском хозяйстве, большинство сельскохозяйственных предприятий, в т.ч. и фермерских хозяйств, уплачивают единый налог (по желанию субъекта хозяйствования) в размере 1 % от выручки. Начинающие фермеры на три года освобождаются от всех видов налогов, кроме налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС для сельскохозяйственных производителей у нас составляет 10 %.
В Белоруссии обязательный вид страхования сельскохозяйственных культур касается только озимых культур: рапса, пшеницы, тритикале. Все яровые культуры и оставшиеся озимые можно застраховать в добровольном порядке.
Проблемы сельского хозяйства в Белоруссии зачастую лежат не только в плоскости экономики. 76% фермеров Беларуси — люди старше 40 лет и только 5% — младше 30. Учитывая тот факт, что зарегистрировать фермерское хозяйство у нас можно в течение одного дня, в последние годы молодежь все чаще стала обращаться в органы власти с целью получения земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Но все равно общая тенденция старения среднестатистического фермера остается. Проблема привлекательности сельского уклада жизни актуальна во всем мире.
Одной из проблем в настоящее время для нас стал реэкспорт сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки из европейских стран в Россию. Это невыгодно ни белорусскому, ни российскому, ни казахстанскому производителю, зато по душе «торгашу», независимо от его национальности. Надеюсь, что совместные усилия правительств наших трех стран решат эту проблему, тем самым поддержав собственного сельхозпроизводителя.
Хочется выразить уверенность, что и в России, и в Белоруссии труд крестьянина будет не только почетным, но и благодарным. Мы с вами, уважаемые друзья, в одной лодке, а значит, у нас все получится.

Материал с сайта агро-партия.рф