МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

Маркетинговые центры сельского хозяйства

Печать

Опубликовано 20.01.2016 08:13 , Автор: Бурухин А.С. Категория: Организация Села и сельского производства

Влияние природно-климатических условий на итоги сбора урожая в отрасли сельского хозяйства велико. В иной год благотворное влияние природных факторов позволяет собрать урожай как сельхозтоваропроизводителям, так и ЛПХ в разы больше обычного. Куда деть избытки того же картофеля, капусты, яблок и др.? Выбросить жалко, да и зачем, если на этом можно заработать.

 

На сегодняшний день в Свердловской области нет единого центра мониторинга конъюнктуры продовольственного рынка. А необходимость в его работе есть. Причём заинтересованы в работе таких центров абсолютно все: сельхозтоваропроизводители, население, закупочные и перерабатывающие предприятия, государственные органы власти всех уровней и др.

Основные функции такого центра наиболее полно перечислил академик Сёмин А.Н. в своей монографии «Стратегия развития пригородного сельского хозяйства». По мнению учёного экономиста-агрария маркетинговые центры должны быть в каждом районе области и выполнять следующие функции: «организация сбора, обобщение и анализ информации о продовольственных рынках, структуре потребительского спроса, наличии и движении продукции, ценовой мониторинг; прогнозирование потребительского спроса на сельхозпродукцию, объёмы производства и реализации продукции и услуг; проведение консультаций по вопросам формирования бизнес-планов, разработке планов по маркетингу агропродукции, их реализации, оценке рисков и прибыли, эффективности маркетинговых решений; координация взаимодействий между областным маркетинговым центром, предприятиями АПК, организациями торговли и заготовительными предприятиями» [1].

Почему маркетинговые центры сельского хозяйства нужны в каждом районе?

В своей небольшой пока ещё практике фермера мне не раз приходилось сталкиваться с интересными случаями. Вот один из таких примеров. Фермер уже 10 лет занимается производством козьего молока в одном из районов области. За это время несколько раз к нему приезжали корреспонденты из местных и областных средств массовой информации. После выпуска очередного репортажа был наплыв покупателей за маленькими козлятами, в том числе из соседних регионов. Местные жители узнавали, что у них под боком есть целебное козье молоко и начинали контактировать с производителем. Стоит отметить, что козье молоко, несмотря на все его замечательные свойства, не продукт повседневного употребления. Но его активно ищут люди, у которых аллергия на коровье молоко, особенно аллергия у детей. В силу того, что я несколько лет сам занимался реализацией козьего молока, изучал его свойства и непосредственно общался с заказчиками, то достаточно много собрал положительных отзывов о действенных результатах козьего молока.

Как и у фермера-производителя козьего молока, у большинства фермеров есть одна общая проблема, которая является камнем преткновения в развитии производства, увеличении поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, увеличении посевных площадей это проблема постоянного сбыта по приемлемой цене. Под приемлемой ценой я понимаю цену, которая бы не только устроила сельхозтоваропроизводителя, но и была справедливой к вложенным затрат и труду самого фермера. В целом сам сбыт не является проблемой для фермера, потому что при цене ниже рыночной за продукцией выстраивается очередь перекупщиков, услугами которых нередко приходится фермерам пользоваться для решения текущих задач.

Наличие мониторингового центра сельского хозяйства в районе позволит производителю сельскохозяйственного сырья и продовольствия:

  1. Дать о себе и производимой им продукции полную информацию с описанием, ценами, сезонностью, объёмами и прочее;
  2. Заблаговременно подавать информацию о планируемых сборах урожая для реализации на внешний рынок;
  3. Оставлять запросы на приобретаемое им сырьё по необходимости для нужд производства;
  4. Оставлять заявки на постоянные вакансии или сезонных работников;
  5. Оставлять заявки на возможность аренды у фермера сельскохозяйственной техники в период её неиспользования с указанием стоимости арендной платы;
  6. Отслеживать цены на сельскохозяйственное сырьё и продовольствие, как в своём районе, так и в других районах;
  7. Через центр найти партнёров по бизнесу и многое другое.

С другой стороны маркетинговые центры могут служить хорошей базой для сбыта сырья ЛПХ, у которых есть избытки продукции и они готовы её сдать. А при налаженном контакте между контрагентами ещё и увеличить объёмы производства на своём участке, что послужит не плохой прибавкой к пенсии, например, для пенсионеров.

С учётом того, что президент России В.В. Путин лично контролирует ситуацию по индексированию и своевременной выплате пенсий, то роль маркетинговых центров в сельском хозяйстве будет в первую очередь полезна не для пенсионеров. В первую очередь эти центры будут хорошим подспорьем для экономически активного населения, проживающего в населённых пунктах и не имеющего возможность устроиться на работу ввиду её банального отсутствия в этих населённых пунктах.

В любом случае возложенные на маркетинговые центры сельского хозяйства задачи и функции окажут значительный социально-экономический эффект на развитие сельских территорий и небольших городов. Это в свою очередь не может не сказаться на общей ситуации в отрасли всего региона.

Сеть маркетинговых центров будет подведомственной структурой Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. Именно данное министерство ближе всего к производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия в регионе.

 

  1. Сёмин А.Н. Стратегия развития пригородного сельского хозяйства: вопросы теории и практики. – М.: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2004. – 258 с.

 

Теги: маркетинговые центры в сельском хозяйстве, Сёмин А.Н., Бурухин А.С.

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным