МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ПОДСОБНЫХ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ.

Печать

Опубликовано 25.03.2019 12:23 , Автор: А.П. Третьяков, д.э.н., А.В. Сосенков Категория: Организация Села и сельского производства

Международная академия аграрного образования (МААО), г. Москва

 ВВЕДЕНИЕ.  Создание подсобных сельских хозяйств (ПСХ) в структуре промышленных предприятий и организаций в СССР  — событие  уникальное не только для аграрной и промышленной  политики государства, но и для всей мировой экономики. Публикации о научных исследованиях по данной теме встречаются крайне редко, поэтому исследование развития подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий представляет собой особый интерес, а предложения по возрождению ПСХ в современной России с учетом их экономической эффективности являются актуальными, как для развития аграрной отрасли, так и промышленности.

 

ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА. Подсобные сельские хозяйств (ПСХ) в Советском Союзе имели два периода  своего развития, два жизненного цикла (создание, развитие, прекращение деятельности). Первый -  с 1930-х годов до середины 1950-х годов, а второй - с конца 1970-х до 2000-х годов.  ПСХ  выполняли функцию по дополнительному обеспечению продуктами питания работников  предприятий и  их семей, из-за дефицита продовольствия в розничной торговле и в организациях общественного питания промышленных предприятий в  сложные годы в экономике страны, особенно в кризисные годы аграрной отрасли. В Уральской исторической энциклопедии, дается следующее понятие ПСХ – это «Тип государственных сельскохозяйственных предприятий, созданных для улучшения снабжения продуктами питания рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций» [1].

Таким образом, создавая ПСХ, предприятия и организации занимались самообеспечением продовольствия своих работников, аналогично тому, как семьи большинства горожан, так и жители сел, индивидуально занимались самообеспечением продовольствия с помощью своих  личных подсобных хозяйств  (ЛПХ),  садов и огородов.

В процесс самообеспечения продовольствием была втянута в Советское время вся страна, да и в современной России этот процесс продолжается, только с меньшим охватом людских ресурсов и объемов производства сельхозпродукции в личных хозяйствах населения[1].

В официальных статистических сборниках  данные по деятельности ПСХ отсутствуют, поэтому исследование приходится проводить на основе немногих научных публикаций и архивных документов. 

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Первый цикл создания ПСХ связан с индустриализацией страны и военными годами,  с процессом форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1928-1941 гг. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу[2]. В стране с 1928 по 1941гг. ежегодно запускалось в эксплуатацию от 600 до 700 фабрик и заводов [3].  

Для этого требовалось значительное количество рабочих рук  в городах  для строительства новых промышленных объектов и для работы на введенных в эксплуатацию предприятиях. Численность городского населения в РСФСР за 13 летний период с 1928 по 1941г выросла в 2,4 раза (1928г. – 16,4 млн. чел.; 1941г. – 38,9 млн. чел.) [3].  Для быстро растущего городского населения требовалось дополнительное обеспечение продуктами питания, которых было недостаточно в городских торговых сетях и в организациях общественного питания, поэтому руководством страны было принято решение создавать на промышленных предприятиях подсобные сельские хозяйства (ПСХ).

В тяжелые, голодные годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) ПСХ были созданы на большинстве предприятий страны. 7 апреля 1942 года вышло специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих», согласно которому предприятиям, организациям и населению разрешалось создавать подсобные хозяйства на пустующих землях вокруг городов и населенных пунктов.

В результате в 1945 году, например, на Урале насчитывалось 2690 ПСХ, которые располагали посевными площадями в размере 3,8 % от всего земельного фонда региона. Основные посевные площади были в составе крупных сельскохозяйственных организаций, хотя количество ПСХ  было значительно больше чем совхозов и колхозов.  Для сравнения: в 1955 г. количество совхозов в Свердловской области составляло – 27 единиц, колхозов – 708 единиц.  ПСХ произвели в1945году: зерновых — 2,9%, а картофеля — 5,1 % от валового сбора всех хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота (КРС),  в том числе коров составляло – соответственно 3,2%  и 1,8 % от всего поголовья [1]. Если в 1940 году производство картофеля и овощей в ПСХ Свердловской области составило соответственно 50,6 и 25 тыс. т., то в 1945 — уже 209 и 89,2 тыс. т., то есть возросло значительно — более чем в 4 и 3,5 раза

По официальным данным в 1945 году по 25-и городам и промышленным центрам Свердловской области удельный вес снабжения городского населения картофелем и овощами подсобными хозяйствами составил 56 % [1], остальная часть картофеля и овощей в большей мере была произведена в личных  хозяйствах населения.

Таким образом, городское население в голодные годы войны смогло выжить во многом благодаря личным хозяйствам населения и деятельности ПСХ. 

Динамика посевных площадей и количества поголовья скота в ПСХ Свердловской области с 1940г. по 1953г. приведены в табл. 1, 2.


Таблица 1. – Динамика посевных площадей  ПСХ Свердловской области

в 1945—1953 гг., тыс. га 

Виды культур

Годы

1953 г. в %:

1940

1945

1953

1940

1945

Зерновые

22

96

42

193

44

Картофель

4,2

36

9,8

233

27

Овощи

1,5

13

2,9

193

22

Кормовые

8,4

18

27

318

145

Всего

36

164

81

227

50

Источник: Мамяченков В. Н. Подсобные хозяйства предприятий и организаций Свердловской обла- сти: кризис 1945—1953 гг. / В. Н. Мамяченков // Научный диалог. — 2017. — № 8. С. 272— 287.


Таблица 2. -  Динамика поголовья продуктивного скота в ПСХ Свердловской области

 в 1945—1953 гг., тыс. голов

Вид скота

Годы

1953 г. в %:

1940

1945

1953

1940

1945

КРС

14

58

45

326

77

в т. ч. коров

5,1

22

18

353

82

Свиней

36

54

48

133

89

Овцы

3,6

24

8,2

228

34

Источник: Мамяченков В. Н. Подсобные хозяйства предприятий и организаций Свердловской обла- сти: кризис 1945—1953 гг. / В. Н. Мамяченков // Научный диалог. — 2017. — № 8. С. 272— 287.


Как видно из данных приведенных в табл. 1,2 посевные площади ПСХ за годы войны (1941-1945гг.) увеличились  более чем в 2 раза, а поголовье КРС более чем в 3 раза. Поэтому можно сказать, что создание и развитие ПСХ позволило значительно улучшить тяжелое положение с обеспечением продовольствия работников предприятий и их семей. 

В начале 1950-годов руководством страны было принято решение по дальнейшему развитию сельского хозяйства на базе крупных колхозов и совхозов, освоению целинных земель и свертыванию деятельности мелких ПСХ. А учитывая, что для промышленных предприятий ПСХ являлись непрофильными производствами, урожайность культур и продуктивность скота были достаточно низкими, а хозяйственная деятельность ПСХ была убыточной, поэтому имущество и земли ПСХ стали постепенно  передаваться совхозам. Например, в 1945 году в подсобных хозяйствах предприятий местной промышленности Свердловской области средняя урожайность картофеля и овощей была очень  низкой  — соответственно 38 и 61 ц/га, в результате чего указанные предприятия получили 6,8 млн. рублей убытка [1].

В начале 1960-х годов деятельность ПСХ практически была прекращена. Приведенные данные в табл. 1,2  показывают тенденцию сокращения деятельности ПСХ к 1953 году. Так, например, посевные площади ПСХ в 1953 г. сократились в 2 раза в сравнении с 1945г. Поголовье скота также снизилось, но значительно меньше, т.к. на промышленных предприятиях ПСХ решили специализировать на животноводстве, поэтому произошел некоторый рост кормовых культур в ПСХ в 1953г. (табл.1).

Подводя итоги по первой волне (жизненному циклу) развития ПСХ, можно констатировать, что ПСХ сыграли значительную роль  по обеспечению продовольствием городского населения страны в период индустриализации и Великой Отечественной войны.

В конце 1970-х годов руководство страны  пришло к выводу о необходимости возрождения подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий, из-за возникшего дефицита продовольствия в городской розничной торговле и в общепите.

 Во многом это объясняется тем, что в стране наступил период стагнации в аграрной отрасли, а в отдельные  годы 1970-х отмечается и падение объемов производства сельскохозяйственной продукции в совхозах и колхозах. А учитывая то, что промышленность продолжала наращивать темпы развития, растет заработная плата рабочих и служащих и как  следствие поднимается уровень покупательной способности городского населения. Нельзя не учитывать и фактор постоянного опережающего роста численности городского населения. Данные по динамике роста валовой продукции сельского хозяйства, росту численности населения и реальных доходов на душу населения по РСФСР за период с 1960г. по 1985г. приведены в табл.3. 


Таблица 3. - Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства, численности населения и реальных доходов на душу населения  по РСФСР,  в % к предыдущему периоду.

Показатели

1960г.

1965г.

1970г.

1975г.

1980г.

1985г.

Рост валовой продукции сельского хозяйства

131,2

109,0

121,0

100,0

102,0

108,3

Рост численности всего населения

107,7

106,1

103,0

102,8

103,4

103,3

Рост численности городского населения

117,3

114,9

110,7

110,2

107,6

107,0

Рост реальных доходов на душу населения

112,1

117,3

133,0

126,3

118,6

111,8

Источник: Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/

 

Из приведенных данных в табл. 3. видно, что за период с 1960г. по 1970 г. рост объема валовой продукции сельского хозяйства (109 - 131,2%) соответствовал или в отдельные годы опережал   темп роста городского населения (110,7 – 117,3%), а также соответствовал  и росту  реальных доходов на душу населения (112,1 – 133,0%). Однако, к середине 70-х годов при продолжающемся значительном росте городского населения (110,2%) и выросших  реальных доходов населения (126,3%) , объемы сельхозпродукции, а, следовательно, объемы продуктов питания, перестали расти (100,0%).

Поэтому, в  соответствии с Постановлением  Центральный комитет КПСС, Совета Министров СССР от 4 декабря 1978 г. N 985 «О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций и учреждений»,  министерствам и  ведомствам  было рекомендовано создавать  подсобные  сельские хозяйства при предприятиях, организациях и учреждениях. А также обеспечить предоставление     в     установленном      порядке    ПСХ   земельных участков из земель государственного  земельного  запаса,   государственного   лесного  фонда,  промышленных,  транспортных  и   других несельскохозяйственных предприятий и организаций,  а  также   из    неиспользуемых    земель   колхозов,   совхозов   и   других   сельскохозяйственных предприятий.  Госплану  СССР  и  Госснабу  СССР  рекомендовано было, начиная  с 1980 года, при   разработке планов распределения тракторов,  комбайнов, минеральных   удобрений и   других   материально   -  технических  ресурсов  предусматривать выделение их целевым   назначением министерствам и ведомствам СССР для подсобных сельских   хозяйств предприятий, с учетом объемов выполнения сельскохозяйственных работ  в   этих хозяйствах [5].

В результате осуществления мер, намеченных в указанном выше документе, число ПСХ стало значительно расти в стране и в 1984году  составило (по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР) - 22,3 тыс. единиц. Для сравнения: численность промышленных предприятий в РСФСР в 1984 г. составляла – 26,2 тыс. единиц, число всех колхозов и совхозов – 24,4 тыс. единиц.

Так, например,  в Свердловской области в 1979 году  была утверждена программа создания и развития сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций до 1985 г. В соответствии с этой про­граммой предусматривалось образовать 170 новых подсобных хо­зяйств и довести производство мясопродуктов в них до 30,5 тыс.т и рыбопродуктов - до 10 тыс. т в год, построить свинокомплексов на 273 тыс.голов  и помещений для КРС на 11 тыс. голов. Для обеспечения устойчивой кормовой базы указанного поголовья планировалось ос­воить 145 тыс. га земельных угодий [6].

Однако, в некоторых  регионах страны отношение к развитию ПСХ было неудовлетворительное, а проблемы с обеспечением продовольствием населения страны в конце 1980-х годов нарастали, поэтому выходит Постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. N 400  «О дальнейшем развитии подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений», в котором отмечается, что«в ряде отраслей народного хозяйства не уделяется надлежащее внимание созданию новых подсобных сельских хозяйств, не выполняется требование о том, чтобы каждое предприятие и организация, способные вести такие хозяйства, имели их. В большинстве подсобных хозяйств производство ведется на низком уровне, допускаются неоправданно высокие затраты труда и материальных ресурсов на единицу продукции» [7]. Придавая особую важность и значение ПСХ, в Постановлении были предусмотрены  меры по дальнейшему их развитию. В частности «предусматривать в планах экономического и социального развития создание современной материально-технической базы подсобных сельских хозяйств, повышение организационно-технического уровня ведения сельскохозяйственного производства. Широко применять интенсивные технологии, прогрессивные формы организации и оплаты труда,  добиться на этой основе увеличения производства сельскохозяйственной продукции в подсобных сельских хозяйствах к концу пятилетки не менее чем в два раза. Одновременно осуществить в отраслях такие меры, которые позволили бы в 1995 году выйти на производство не менее 30 кг мяса и 50 кг молока в расчете на одного работающего» [7].

Несмотря на то, что доля ПСХ в общественном секторе сельского хозяйства страны по площади сельхозугодий и объему производства сельхозпродукции была невелика, однако это позволило значительно улучшить обеспечение продовольствием работников промышленных предприятий в 1980-е годы.

А в кризисные, голодные годы 90-х годов, продовольственная безопасность страны в основном была обеспечена производимой сельскохозяйственной продукцией  в личных хозяйствах населением и ПСХ предприятий и организаций.

Следует отметить, что в 90-е годы, в результате проводимых кардинальных реформ,  происходит развал аграрной отрасли страны. Произошло катастрофическое падение объема производства продукции в сельскохозяйственных организациях, например,  картофеля и мяса в 3 раза, овощей и молока в 2 раза. В то же время во многих ПСХ и  личных хозяйствах населения производство сельскохозяйственной  продукции остается практически стабильным весь этот период, а по производству овощей происходит рост объемов. И до настоящего времени по отдельным видам сельскохозяйственных культур,  посевные площади хозяйств граждан значительно преобладают в сравнении с сельскохозяйственными организациям  и фермерскими хозяйствами. Так, удельный вес посевных площадей хозяйств населения составляет:  по картофелю – 89,0%, по овощным и бахчевым – 67,1%, плодовые насаждения и ягодные – 64,6% от общей площади по данным видам культур. Если принимать во внимание производство таких культур, как картофель, то объем производства в хозяйствах населения достигает более 80%, овощей- 70%, молока – почти 50% в общем объеме производства в стране. Продовольственная безопасность страны во многом еще зависит от производимой сельскохозяйственной продукции  в личных хозяйствах населения[8].

В начале 90-х годов в период осуществления рыночных реформ в России,  реорганизация ПСХ происходила по двум направлениям и у них было право свободного выбора пути дальнейшего развития, в отличии от сельскохозяйственных предприятий  (совхозов, колхозов и других государственных сельскохозяйственных организаций). 

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", колхозы, совхозы и государственные сельскохозяйственные предприятия должны были осуществить реорганизацию организационно-правовой формы  в товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе выделялись работникам индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами:

- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;

- продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, учреждений и организаций (ПСХ), имеющие статус юридического лица, по решению трудового коллектива реорганизовывались на условиях, предусмотренных для совхозов и колхозов (Условия указаны выше).

Подсобные сельские хозяйства, не имеющие статуса юридического лица, могли приватизироваться как составная структурная часть промышленного предприятия в соответствии с законодательством о приватизации, но без выделения индивидуальных имущественных паев и земельных долей. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельскохозяйственные угодья передавались хозяйству в постоянное пользование или аренду без изменения целевого назначения использования земли. С согласия трудового коллектива промышленного предприятия, подсобное хозяйство могло выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и реорганизоваться на условиях указанных для совхозов и колхозов [9].

Поэтому с начала рыночных реформ дальнейшая судьба ПСХ разделилась, одни из них остались в качестве структурной единицы в составе промышленных предприятий, другие отправились в свободное  плавание в рыночных условиях, как самостоятельное юридическое лицо.  В результате проведенных рыночных реформ в России, через некоторое количество лет, практически полностью ПСХ прекратили свое существование.

 Но  в самые кризисные годы 90-х, когда начался развал в промышленности,  многие предприятия по мере возможности старались сохранить как можно дольше деятельность ПСХ, как единственное средство, при отсутствии финансовых и материальных ресурсов, по улучшению продовольственного обеспечения работников в столовых предприятия.

В 2000-е годы, когда начинается постепенное восстановление утраченного в 90-е годы объема производства продукции в  сельскохозяйственных организациях, а также за счет  значительных объемов поставок продовольствия по импорту,  в стране нормализовалась обстановка по обеспечению населения продуктами питания. 

Учитывая, что промышленные предприятия, при приватизации сменив организационно-правовую форму, стали частными  и  начали  работать  в рыночных условиях, которые требуют новых подходов к непрофильным активам,  в т.ч. ПСХ, и предусматривают их выделение, а точнее продажу, в результате деятельность ПСХ на предприятиях практически была прекращена. Например, в Челябинской области на 01.01.2017 г. оставшиеся и действующие подсобные сельские хозяйства предприятий имеют в своем составе лишь только 31,4 тыс. га сельхозугодий, что составляет 0,7%  от общей площади сельхозугодий региона. Для сравнения: научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения Челябинской области используют несколько больше сельхозугодий - 33,1 тыс. га [10].

Однако, остались многие проблемы, связанные с деятельностью ПСХ в прошлые годы, например, заброшенные пашни сельхозугодий, неиспользуемое, разрушенное  имущество ПСХ.

Жизненный цикл ПСХ промышленного предприятия можно показать на примере одного из типичных хозяйств  -  Совхозе «Лесной»  в Челябинской области.

С 1962 по 1992 год  совхоз «Лесной»  являлся структурной единицей (цехом  № 90) Приборостроительного завода города Трехгорного, т. е. имел статус ПСХ.  Количество работающих в совхозе «Лесной» составляло около 200 человек. ПСХ занималось производством сельхозпродукции для снабжения столовых предприятия и города.

Картофель в  1980 году в совхозе «Лесной» сеяли на площади 200 га и получали урожай в среднем около 3000 тонн, т.е. имели урожайность 150 ц/га, что на 17% выше средней  урожайности картофеля в 1980г. на   Урале  (128 ц/га). Посевная площадь капусты и моркови в 1980 г. составляла 40 га, урожайность составляла  250 ц/га, что на 31% выше средней урожайности овощей  во всех категориях хозяйств на Урале в 1980г. (190 ц/га). В построенных коровниках содержалось в среднем 800 коров, которые давали по 2,5 тонны молока в год от каждой коровы, при среднем удое молока от одной коровы в колхозах и совхозах на Урале - 2,4 т в год. В совхозе были построены три теплицы закрытого грунта площадью 1000 кв.м. Всего с теплиц получали 60-90 тонн: огурцов, помидор, сельдерея, лука. В совхозе имелось четыре хранилища на 5 тысяч тонн овощей.  Материально- техническая база состояла из тракторов  в количестве 27 штук, одного комбайна, 1 экскаватора, 34 грузовых автомобиля марки ГАЗ-52  и ЗИЛ-130, двух автобусов и одной пожарной машины.

В 1992году ПСХ совхоз «Лесной» был выведен из структуры промышленного предприятия, как самостоятельное юридическое лицо. А в 2005 году, в связи с банкротством, к тому времени это уже ООО «Лесное»,  прекратил свою деятельность и как юридическое лицо было ликвидировано  на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

 

Фотография  №1.

На фотографии № 1 изображено поле, на котором с 1992 года не засеивается сельскохозяйственная продукция, однако, земля числится за ООО «Лесное».

Фотография  №2.

На фотографии № 2 изображено одно из бывших овощехранилищ совхоза «Лесной» с прогнившей и обвалившейся во внутрь склада крышей.



Фотография  №3.

 На фотографии № 3 изображен бывший коровник совхоза «Лесной»,  на стене коровника имеется надпись «Продается». Коровы в данном здании не содержатся с 1992 года.

Особое внимание и беспокойство вызывают, так называемые,  заброшенные участки сельскохозяйственных угодий, которые длительное время не обрабатываются. Хотя в соответствии с российским законодательством, земли сельскохозяйственного назначения выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

Одной из причин наличия сегодня в регионах России больших площадей заброшенных сельхозугодий  является изначально неправильно поставленная задача по проведению земельной реформы, которая нашла свое отражение в Федеральном законе «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года.  Согласно статье 1 Федерального закона «О земельной реформе», целью земельной реформы было не улучшение продовольственного положения в стране и на этой основе повышение жизненного уровня народа, а «перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле».  Что и привело к разрушению в 90-е годы аграрной отрасли.

Процесс банкротства коснулся многих сельскохозяйственных организаций  и ПСХ, однако земли  многих ликвидированных хозяйств,  в соответствии с действующей системой учета земель, учтены в государственном кадастре недвижимости, как земли используемые производителями сельскохозяйственной продукции, в то время как обладатели прав на эти земли исключены из реестров юридических и индивидуальных предпринимателей. По Челябинской области такие земли составляют 327,8 тыс. га или 6,4% от общей площади сельхозугодий [10].

В соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ в составе земель сельхозназначения формируется фонд перераспределения земель. В фонд включаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, свободные от обременения правами юридических и физических лиц. По состоянию на 1 января 2017 года по Челябинской области площадь земель фонда перераспределения составила 161 тыс. га или 3,1% от всех сельхозугодий.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе. Таким образом,  желающие могут получить землю для сельскохозяйственных целей. Однако желающие по разным причинам не могут свободно оформить и получить земли для использования. В то же время повсеместно отмечается добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием (банкротством). При этом часто нерешенным остается  вопрос дальнейшей судьбы земельных участков.

К началу 2017 года по Челябинской области общая площадь фактически неиспользуемых сельхозугодий составляет 479 тыс.га или 9,4% от общей площади сельскохозяйственных угодий [10].

Поэтому возникает вопрос о необходимости принятия кардинальных  мер на Федеральном уровне по включению необрабатываемых земель в сельскохозяйственный оборот. 

Первый шаг в этом направлении сделан в 2016г., с выходом Федерального  закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон №119-ФЗ) [11].

В соответствии с п.1.статьи 2 Закона № 119-ФЗ, жители всех регионов  России могут получить участок земли площадью до 1 га на человека, сначала в безвозмездное пользование на пять лет, а затем – в собственность или аренду. Участки земли предоставляются на сельских территориях и землях лесного фонда. В соответствии статьи 8 Закона № 119-ФЗ,  земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства, заготовки древесины, переработки  ее на стройматериалы.

По состоянию на 01.09.2017г. на получение,  так называемого, «Дальновосточного гектара» подано 100,5 тыс. заявок от россиян всех регионов России, из них уже 28,2 тыс.  участков земли оформлено и отдано в пользование желающим[12]. Ключевыми факторами, привлекающими людей, являются возможность открыть свое дело, получить поддержку государства и жить в благоприятных экологических условиях.

Наиболее востребованным видом освоения земельных участков согласно статистике, полученной на основании заявлений граждан на «Дальневосточный гектар», является жилищное строительство. Около 28% граждан планируют построить на полученной земле дом. Второй по популярности вариант – сельскохозяйственное использование. Заняться растениеводством, пчеловодством, животноводством и другими видами аграрной деятельности желают в общей сложности 17,5% граждан. Замыкает тройку лидирующих видов использования «Дальневосточного гектара» рекреационная деятельность и отдых 7%.

ВЫВОДЫ. Одним из векторов новой аграрной политики в России по включению необрабатываемых земель в сельскохозяйственный оборот может стать и возрождение ПСХ промышленных предприятий.   Предпосылки для этого имеются. Например, интеграция промышленности с сельским хозяйством на качественно новом уровне вне зависимости от насыщения рынка продуктами питания, а базирующаяся на основе ресурсосберегающей политике, в первую очередь энергосбережения. Ресурсосбережение становится одним из основных направлений повышения эффективности экономики, как в мире, так и России.  В экономической политике России с каждым годом будет усиливаться тенденция по ресурсосбережению, в условиях ограниченных ресурсов. Законодательство по охране природы будет постоянно усиливаться в  отношении строгого контроля использования ресурсов на промышленных предприятиях и требовать мероприятий по эффективному их потреблению.

 В энергетических балансах предприятий особенно энергоемких отраслей значительное место занимают вторичные энергетические ресурсы (ВЭР). Под вторичными энергоресурсами понимают энергетический потенциал отходов продукции, побочных и промежуточных продуктов, образующихся в теплотехнологических агрегатах (установках), который может быть частично или полностью использован для энергоснабжения на других предприятиях, организациях, в частности в аграрной отрасли. Например, для обогрева тепличных комплексов и других производственных сельскохозяйственных объектов. Источником значительных объемов ВЭР являются металлургические, химические предприятия, нефтяная и газовая промышленность, лесная и деревообрабатывающая отрасли. Интеграция сельского хозяйства и промышленных предприятий, указанных выше отраслей, на основе создания ПСХ вполне экономически и экологически  выгодна. Особенно учитывая ценовой фактор, когда цены на топливно-энергетические ресурсы растут значительно опережающими темпами, в сравнении с продовольственной и промышленной продукцией. 

Следующим фактором по созданию ПСХ является то, что Россия, обладает гигантскими природно-ресурсным потенциалом, а продовольствие на мировом рынке становится все более значимым стратегическим товаром по мере роста населения Земли.  Российская специфика в развитии АПК заключается прежде всего в использовании  огромного   природно-ресурсного потенциала. Занимая 13% площади Земли, имея численность населения 3% от населения Земли, Россия имеет 35% мировых запасов природных ресурсов, обеспеченность которыми несопоставима ни с одной страной мира. Например, в России сосредоточена львиная доля черноземов мира, в составе российской пашни черноземы составляют 52%.

В конце 20 века мировым сообществом начался поиск пути развития сельского хозяйства в интеграции экономических, социальных и экологических вопросов. Острая борьба идет двух направлений (моделей) развития сельского хозяйства: индустриального и агроэкологического. Индустриальный путь – это создание крупных агрохолдингов с использованием для интенсификации производства  агрохимикатов и ГМО. Агроэкологический путь – это максимально возможное приближение агросистем к естественным аналогам, к природным условиям по важнейшим свойствам и устойчивости при обеспечении достаточно высокой продуктивности, которые могут быть обеспечены на ограниченных по площади сельхозугодий и небольших объему производства сельхозпредприятиях, где имеется возможность сохранения и улучшения природной среды. Таким условиям соответствует ПСХ, учитывая что определенную часть их затрат, будет нести промышленное предприятие.

 Определяющим фактором станет в данном случае концепция принятая в 1992г. на Конференции ООН по охране окружающей среды и дальнейшему развитию мировой цивилизации: «удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей должно достигаться без лишения такой возможности будущих поколений» и создание экологически чистых продуктов питания для работников предприятия.

Вопрос некачественной продовольственной  продукции особенно остро стоит в России: например, на заседании Совета Федерации (28.06.2017г.), посвященному некачественной продовольственной  продукции, было отмечено, что объем фальсифицированной продукции на рынке молока составляет 20%, а рыбы – до 50%. Контрафакт, фальсификат, серый импорт заполонили розничную торговлю продовольствием страны. Объем незаконного оборота на семи ключевых потребительских рынках, формирующих 60% розницы, в 2015 году составил 2,5 трлн. руб. [13].

По мнению специалистов ФАО (2015 г.), чтобы прокормить растущее население мира, к 2050 г. потребуется увеличить глобальное производство продовольствия на 60 %, в основном на уже существующих пахотных землях и в условиях изменения климата. Выход специалисты ФАО видят в переходе на экологически чистое сельское хозяйство, с использованием естественных экосистемных процессов.

На втором Всероссийском форуме продовольственной безопасности (в апреле 2017г.) по теме «Экологически чистые продукты – основа здоровья нации», министр сельского хозяйства РФ А. Ткачев отметил высокий потенциал России в развитии органического сельхозпроизводства. «Во всем мире под органическое сельское хозяйство задействовано почти 45 млн. га земель. В то же время в России около 10 млн. га неиспользуемых земель сельхозназначения не получало удобрений более 20 лет. Они в любой момент могут быть введены в оборот для ведения органического сельского хозяйства. Имея огромный потенциал и постоянно растущий спрос на органическую продукцию, Россия может получить дополнительный рынок сбыта и в перспективе кратно увеличить свою долю в мировом производстве органической продукции»[14]. В данном вопросе создание ПСХ промышленных предприятий на базе заброшенных сельскохозяйственных землях является вполне реальным.

Таким образом,  дальнейшее возрождение и развитие ПСХ, как их третьего жизненного цикла в истории России, является весьма актуальным и перспективным вопросом.

 Литература

1. Мамяченков В. Н. Подсобные хозяйства предприятий и организаций Свердловской обла- сти: кризис 1945—1953 гг. / В. Н. Мамяченков // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 272— 287. —

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50439/1/mamyachenkov-nd8-2016.pdf

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://istoriarusi.ru/cccp/industrializacija-v-sssr.html

4. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/

5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 04.12.1978 №985. [Электронный ресурс]. Режим  доступа http://uristu.com/library/sssr/usr_9826/

6. Мамяченков В. Н. Подсобные хозяйства в Свердловской области в 1950-х—1980-х годах / В. Н. Мамяченков // Государственная власть и крестьянство в XIX—начале XXI века: сборник материалов III межвузовской научно-практической конференции. — Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011.С. 529-536.

7.  Библиотека нормативно-правовых актов СССР.  [Электронный ресурс]. Режим  доступа

 http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14340.htm 

8. Семин А.Н. , Третьяков А.П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности государства. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2016. С – 54.

9.  Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса"   [Электронный ресурс]. Режим  доступа http://base.garant.ru/10104323/

10. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.  Региональный доклад «О сосотоянии и использовании земель в Челябинской области в 2016 году». [Электронный ресурс]. Режим  доступа https://rosreestr.ru/

11. Федеральный  закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков …..». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_197427/

12.  [Электронный ресурс]. Режим  доступа https://надальнийвосток.рф

13.  Независимая газета от 29.06.2017. «Фальсификат добрался до чиновников высшего разряда» [Электронный ресурс]. Режим  доступа http://www.ng.ru/economics/2017-06-29/1_7018_falsificat.html

14.  [Электронный ресурс]. Режим  доступа http://www.vestifinance.ru/articles/84823


Контактная информация:

 Третьяков Анатолий Петрович, д.э.н., академик Международной академии аграрного образования,   e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Трифонова Мария Федотовна, профессор, д.э.н., Президент МААО;

 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 Третьяков А.П.,Международная академия аграрного образования (МААО), г. Москва

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ПОДСОБНЫХ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ.

Статья посвящена мало исследованной  форме деятельности сельскохозяйственных предприятий в России – подсобным сельским хозяйствам промышленных предприятий (ПСХ).  Подсобные сельские хозяйства предприятий и организаций выполняли функцию по дополнительному обеспечению продуктами питания работников  предприятий и их семей, из-за дефицита продовольствия в розничной торговле и в организациях общественного питания промышленных предприятий в  сложные годы в экономике России, особенно в кризисные годы аграрной отрасли. По результатам исследования   делается вывод, что городское население в тяжелые, голодные годы войны (1941-1945гг.) смогло выжить во многом благодаря личным хозяйствам населения и деятельности подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий, а в кризисные годы для экономики России (1990-е годы), продовольственная безопасность страны в основном была обеспечена производимой сельскохозяйственной продукцией  в личных хозяйствах населения и ПСХ предприятий и организаций.

В статье дается анализ жизненных циклов подсобных сельских хозяйств предприятий в России. Приводятся результаты исследования деятельности ПСХ по двум регионам: Свердловской области и Челябинской области. Анализируются нормативно-правовые документы регламентировавшие создание и развитие подсобных сельских хозяйств предприятий в СССР. Рассмотрен жизненный цикл ПСХ промышленного предприятия на примере одного из типичных ПСХ в Челябинской области.

Особое внимание в статье уделено анализу причин возникновения  заброшенных  участков сельскохозяйственных угодий, которые длительное время не обрабатываются. Рассмотрено действующее российское законодательство по обороту сельскохозяйственных земель, с учетом сложившейся практики по перераспределению земель и наличия фактически неиспользуемых сельхозугодий.

Предлагаются направления по включению необрабатываемых сельхозугодий в сельскохозяйственный оборот и возрождению подсобных сельских хозяйств предприятий в России.

Ключевые слова: подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, жизненный цикл, самообеспечение продовольствием, развитие сельского хозяйства, аграрные реформы.

 A.P. Tretyakov

International Academy of agricultural education (MAAO), Moscow.

LIFECYCLES SUBSIDIARY FARMS INDUSTRIAL ENTERPRISES OF RUSSIA.

The article is devoted to the little known form of agricultural enterprises in Russia-auxiliary farms industrial enterprises (PSH).  Auxiliary farm enterprises and organizations comply with the additional function of providing food to employees and their families, due to food shortages in the retail trade and catering organisations industrial enterprises in difficult years in Russia's economy, particularly in the crisis years of the agrarian branch. The study concludes that the urban population in hard, hungry years war (1941-1945) could survive largely through personal households plots of agricultural holdings and activity of industrial enterprises, and in the years of crisis for the economy of Russia (1990-ies), food security in the country was mainly provided agricultural products in personal households and PSH enterprises and organizations.

The article gives analysis of life cycles of part-time farm enterprises in Russia. The results of the research activities of the PSH in two regions: Sverdlovsk oblast and Chelyabinsk oblast. Analyses the legal documents which regulate the establishment and development of part-time farming enterprises in the Soviet Union. PSH lifecycle is considered industrial enterprise by the example of one of the typical PSH in Chelyabinsk region.

Particular attention is paid to the analysis in the article causes of the abandoned areas of agricultural land, which for a long time will not be processed. Considered existing Russian legislation on turnover of agricultural land in conformity with the usual practice, land redistribution and the existence in fact of unused farmland.

Proposes guidelines on the inclusion of uncultivated farmland in agriculture and subsistence farming revival in Russia.

Keywords: auxiliary farms industrial enterprises, lifecycle, self-sufficiency in food, agriculture, agrarian refor.

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным