МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

ЗАНЯТОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ИТОГИ ЗА 31 ГОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ (1985-2016гг.)

Печать

Опубликовано 01.03.2018 10:00 , Автор: А.П. Третьяков Категория: Организация Села и сельского производства

В статье, на примере Свердловской области, дается анализ занятости населения в целом по региону, и на сельской территории в частности, за период социально-экономических реформ, проводимых в России с 1985года по 2016 год. Приводится сравнительная структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности в 2015 и 1985гг. Показаны проблемы и тенденции по численности рабочей силы региона. Рассмотрен в динамике показатель «уровень занятости населения». Дается анализ решения проблем занятости в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030года.

 

В предыдущем номере журнала дано обоснование актуальности выбора темы проведенного научного исследовании: «Агарная сфера Свердловской области: тенденции и итоги за 31 год проведения реформ (1985-2016гг.)», а также опубликована первая статья по материалам исследования, посвященная демографической ситуации в регионе за период с 1985г. по 2016 г.

Предлагаемая статья является продолжением  цикла статей по данной теме исследования и посвящена занятости сельского населения Свердловской области за период с 1985г. по 2016 г.

Занятость сельского населения является важнейшим социальным показателем состояния аграрного сектора экономики, уровня жизни населения и характеризует общественные и имущественные отношения между людьми.  

В соответствии с Федеральным Законом  о занятости населения в Российской федерации, «занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» [1] .

При социалистическом общественно-экономическом строе в СССР в 1980-е годы,  при общенародной собственности на средства производства и отсутствии частной собственности на средства производства, в т.ч. на землю, отсутствовал и рынок труда, поэтому в статусе занятости населения не существовало понятий: «безработный», «работодатель», «наемный работник».

В результате проведения рыночных реформ в России в начале 1990-х, в т.ч. аграрной реформы, произошла приватизация средств производства государственного аграрного сектора. За период с 1992г. по 1994 г. произошла передача  значительной доли сельскохозяйственных угодий из государственной собственности в индивидуальную и коллективную собственность сельского населения. Что позволило крестьянам стать собственниками сельскохозяйственной земли и в дальнейшем сдавать свои земельные наделы в аренду сельскохозяйственным организациям или стать индивидуальным предпринимателем, фермером или войти в состав производственного кооператива.   Вместо колхозов и совхозов появились сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования (ОАО, ООО, производственные кооперативы), а также крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП).

В результате аграрной реформы появился рынок труда в сельскохозяйственной отрасли, где крестьянин, как наемный работник, продает свою рабочую силу в виде товара. Однако, учитывая, что сельскохозяйственная земля стала частной собственностью крестьянина, появились и другие различные варианты статуса занятости сельского населения: трудиться на индивидуальной основе или создать  сельскохозяйственное предприятие и став работодателем нанимать работников или стать членом коллективного предприятия (ООО, производственный кооператив) или стать членом семейного предприятия.

Переход России от плановой экономики административно-команд­ного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на миро­вой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах – в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» – основные принципы занятости [2].

Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Появилась новая форма занятости в России - самозанятость. Она предполагает самостоятельный поиск трудовой деятельности и созда­ние рабочих мест отдельными гражданами за счет их собствен­ных средств в целях получения постоянного или временного до­хода. В данном случае процесс перехода от положения незаня­тости к положению занятости осуществляется без прямого учас­тия государственных и общественных организаций, но не исклю­чает поддержки.

С категорией самозанятости связано явление, которое по­лучило название неформальной занятости, – незаре­гистрированная в соответствии с законодательством экономи­ческая деятельность, осуществляемая индивидуально или на мик­ропредприятиях. Подобная де­ятельность существовала в ограниченном виде и в СССР. Однако в настоящее время неформальный сектор стал фактически самостоятельным се­гментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состоя­ние занятости и социально-экономическую ситуацию в целом.

Для анализа изменения сферы занятости сельского населения за годы реформ, важно знать каким образом изменилась в целом структура распределения численности занятых Свердловской области по видам экономической деятельности, что естественно нашло отражение и в изменении структуры занятости сельского населения. Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности за 2015г. и 1985г. приведена в табл.1

Табл. 1. – Структура распределения численности работников Свердловской области по видам экономической деятельности в 2015 и 1985гг.

 

2015

1985

2015г. к

1985г.

Числен

ность, тыс. чел.

% к итогу

Числен

ность, тыс. чел.

% к итогу

Изменение численности

%

тыс. чел.

Всего

2021,1

100,0

2299,0

100,0

87,9

-277,9

Сельское хозяйство

84,1

4,2

155,5

6,8

54,1

-71,4

Промышленность:

обрабатывающие предприятия; добыча полезных ископаемых; производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

530,6

26,3

1018,5

44,3

52,1

-487,9

Строительство

129,9

6,4

151,7

6,6

85,6

-21,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта, бытовых изделий

429,3

21,2

177,0

7,7

242,5

252,3

Транспорт и связь

142,3

7,0

200,0

8,7

71,1

-57,7

Гостиницы и рестораны

40,3

2,0

н.д.

н.д.

-

-

Финансовая деятельность

42,6

2,1

-

-

-

42,6

Операции с недвижимым имуществом аренда и предоставление услуг

148,4

7,3

-

-

-

148,4

ЖКХ и бытовое обслуживание

н.д.

н.д.

94,3

4,1

-

-

Образование

164,6

8,1

170,1

7,4

96,8

-5,5

Культура и искусство

н.д.

н.д.

29,9

1,3

-

-

Наука и научное обслуживание

н.д.

н.д.

75,9

3,3

-

-

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

133

6,6

115,0

5,0

115,7

18,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 

66,6

3,3

н.д.

н.д.

-

-

Государственное управление и страхование

105,9

5,2

43,7

1,9

242,4

62,2

Справочно:

 

 

 

 

 

 

Общая численность населения, тыс.чел.

4333

 

4665

 

92,9

-332

Доля  занятых в экономике от общей численности населения, %

46,6

 

49,3

 

94,5

 

Численность сельских жителей, тыс. чел.

665,4

 

634

 

104,9

31,4

Доля занятых в сельском хозяйстве от численности сельского населения, %

12,6

 

24,5

 

51,4

 

Источники:Статистический сборник Свердловская область в цифрах. 1981-1985 годы: Стат.сб.-Свердловск:Сред.-Урал. кН. изд-во, 1987.-128 с.;

Свердловская область в 2011-2015гг. Стат. сб./ТОФСГС по Свердловской обл.- Екатеринбург, 2016. – 241 с.;

 

Исходя из приведенных данных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

- При снижении общей численность населения на 7,1%, общая численность занятых в экономике за 30 лет снизилась по региону  на 12,1%;

- При статистическом (но не фактическом) росте численности сельского населения на 4,9%, численность занятых в сельском хозяйстве за 30 лет снизилось  на 45,9%, что значительно больше, чем снижение в целом по экономике региона; 

- Из всех отраслей снизилась занятость, в процентном отношении, как в сельском хозяйстве, только в промышленности (на 47,9%).  Для сравнения в других отраслях, снижение занятости значительно меньше и составило: в транспорте и связи - 28,9%, в строительстве - 14,4%, в образовании - 3,2%.

 Однако, в рыночных условиях значительно возросла численность занятых в торговле в 2,4 раза, данный рост можно объяснить теорией экономиста Адама Смита для капиталистического общества, когда по его образному выражению «невидимая рука рынка» регулирует действия покупателей и продавцов с целью достижения экономической выгоды, как для отдельной личности, так и в целом для общества. Но  тогдане понятно, почему при рыночных отношениях выросла также в 2,4 раза численность занятых в государственном управлении, что противоречит основным принципам теории классика капитализма Адама Смита, изложенных в его главной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Поэтому можно сделать вывод, что кроме открытых  и сформулированных им экономических законов капитализма, на практике существуют и другие особенности его развития.

В капиталистическом обществе России в середине 1990–х годов появились  новые отрасли экономики с большим количеством работников, характерные для рыночных отношений: операции с недвижимостью, финансовая деятельность. В структуре наиболее значимых видов экономической деятельности, с начала 1990-х годов, государственной статистикой  уже не отражаются отдельно, как это было в 1985г., такие направления, как  «Наука и научное обслуживание», «Культура и искусство», но появился отдельной строкой в структуре такой вид деятельности, как «Гостиницы и рестораны».

За годы реформ произошли значительные структурные изменения занятого населения по видам экономической деятельности в Свердловской области, так, если в 1985 году доля занятых в промышленно-производственной сфере составляла почти половину (44,3%), то в 2015г. составила только 28,2%.

Значительное перераспределение трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики произошло в такие отрасли как торговля, операции с недвижимостью, финансовая деятельность, гостиничный и ресторанный бизнес, в результате в 2015г. данные четыре направления занятости (услуги населению) суммарно превышают численность занятых в материальном производстве промышленной отрасли.

 Изменение в структуре занятых за 30 лет значительно отразилось и на сельском хозяйстве, доля занятых в аграрном секторе по региону снизилась с 6,8% в 1985г. до 4,2% в 2015г.

Аналогичные изменения структуры занятости населения произошли и непосредственно в сельской местности Свердловской области  и России. 

   Так,  на сельских территориях в целом по России в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось только 21,2% от общей численности занятых в сельской местности. В остальной части занятых трудовой деятельностью на сельских территориях, значительный удельный вес в структуре занимают такие отрасли как,  оптовая и розничная торговля (12,4%), сфера услуг (24,2%), промышленность (14,2%), образование (10,9%), строительство (7,3%) и др. [3].

В соответствии с данными Свердловскстата, за 2015 г. численность экономически активного сельского населения или рабочей силы (занятые и безработные в возрасте от 15до 72 лет)  по Свердловской области составила 338,2 тыс.  человек, а занятых экономической деятельностью – 308,5 тыс. человек. При общей численности сельского населения в возрасте 15-72 лет - 498,1 тыс.человек, уровень занятости на сельской территории составил 61,9%, что выше, чем в 2014г. (58,4%), но ниже уровня занятости городского населения в 2015 (66,4%).

На сельской территории Свердловской области в 2015г. непосредственно сельским хозяйством, как организованным, формализованным, основным видом деятельности занималось 47,1 тыс.  чел. или 15,3% от общей численности занятых в сельской местности.

Неформальной трудовой деятельностью  в сельскохозяйственной сфере (индивидуальный труд, по найму у отдельных граждан, а также занятых в домашнем хозяйстве производством сельхозпродукции для реализации) занимается около 37 тыс. чел. или 12,0% от  занятого сельского населения[4].

Таким образом, в целом в сельскохозяйственной отрасли Свердловской области занято 84,1 тыс. человек или  27,3% от занятого экономической деятельностью сельского населения. Из них трудилось в сельскохозяйственных организациях (без учета микропредприятий) – 36,6 тыс. человек или 11,9 %  от занятого экономической деятельностью сельского населения (от 308,5 тыс. чел.). В крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и в хозяйствах индивидуальных предпринимателей (ИП)  занято 10,5 тыс. человек или 3,4 %. 

Следовательно, остальная, большая часть сельского населения Свердловской области (72,7%) занимается трудовой деятельностью не в аграрной отрасли, а в других отраслях экономики, хотя постоянно проживает в сельской местности.

Для сравнения: в 2015г. в экономике Свердловской области сельскохозяйственной деятельностью занималось 4,2 %  от общей численности работников, а в сфере образовании - 8,1%, т.е. в 2 раза больше.  

По статистическим данным в 1985 году в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях региона было занято 129,5 тыс. рабочих и служащих [5,6]. Кроме того в колхозах и в сфере индивидуального труда (крестьянских хозяйствах) производили сельхозпродукцию для продажи около 26 тыс. человек (данные приведены  по расчетам автора на основе статистических данных).

Таким образом, в сельском хозяйстве Свердловской области в 1985 году было занято 155,5 тыс. человек или почти в 2 раза (в 1,85 раза)  больше чем в 2015г. (или 6,8%) от занятого населения в экономике области (от 2,3 млн. чел.). Для сравнения: в 1985г. в народном образовании было занято  - 7,4% от общей численности работников занятых в экономике региона, что практически соответствовало уровню в структуре занятости агарной отрасли.

Численность работников в аграрной сфере  продолжает снижаться высокими темпами, только за 5 лет (2011-2015гг.) в сельскохозяйственных организациях региона численность  работников уменьшилась почти на 20% [7], что вызывает высокий уровень безработицы в сельской местности, миграцию в город и общественную озабоченность по трудоустройству сельских жителей.

Так, например, в 2015 г. уровень официальной безработицы среди сельских жителей составил 8,8% и был выше уровня безработицы среди городских жителей в 1,4 раза (город – 6,1%)[4].

Миграционный отток в последние годы (2013-2016гг.) с сельских территорий не снижается и составляет ежегодно от 4 до 5 тыс. человек или убыль около 7 ‰ на 1000 чел. сельского населения [8 ].  Следует учитывать, что при расчете уровня миграции, в состав выбывших из сельских территорий, включаются студенты и учащиеся, выехавшие на учебу  в город.

В 1980-е годы уровень миграции в сельской местности РСФСР был также достаточно высокий и составлял, например, в 1980 г. – убыль 5,1‰, в 1985 г. – убыль 3,0‰ на 1000 чел. сельского населения [9].

В то же время уменьшение занятости сельского населения вызвано появлением новой техники, инновационного оборудования, повышением производительности труда, ростом урожайности, изменением структуры сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство постепенно превращается  в высокотехнологичную отрасль, что одновременно меняет образ жизни сельских жителей.  На селе происходят эволюционные процессы в структуре занятости населения.

При применении в научном обороте понятия «занятость населения» (или численность населения занятого трудовой деятельностью или рабочая сила) следует иметь в виду его существенное отличие от значения показателя «уровень занятости населения».

Показатель «уровень занятости населения» рассчитывается как отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы. Поэтому показатель «уровень занятости населения» в большей степени отражает зависимость занятости населения от демографических факторов на данной территории: от уровня среднего возраста населения, рождаемости, смертности в трудоспособном возрасте,  естественного прироста населения, миграционных потоков.

Изменения в динамике значений занятости населения (численности рабочей силы) и показателя «уровень занятости» могут быть противоположными.

Так, например, по Свердловской области за период с 2000г. по 2016г.  происходит снижение занятости (численности экономически активного населения) на 4,3%, а  показатель «уровень занятости» вырос за этот же период на 8,8%. 

На рис.1. приведена динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г.

 

 

Рис. 1. Динамика численности рабочей силы Свердловской области с 2000г. по 2016г., тыс. чел.

 

На графике (рис.1) можно наблюдать, что с 2008г. происходит стремительное падение численности рабочей силы в целом  по региону, аналогичная тенденция наблюдается и на сельской территории. Снижение численности экономически активного населения в 2016г. составило 7,3% к уровню 2007г. Причина  ежегодного снижения рабочей силы – последствия сложившейся негативной демографической ситуации с начала  1990-х годов: значительного снижения рождаемости и высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, как  результата проведения кардинальных реформ в стране по переходу на рыночную экономику.

На рис.2. показана динамика показателя «уровень занятости населения» по Свердловской области и России за тот же самый период с 2000г. по 2016г. На графике видно,  как значения показателя «уровень занятости населения» стремительно растут за данный период. Однако, данный рост объясняется не созданием новых рабочих мест и ростом численности занятого населения, а снижением численности трудоспособного населения Свердловской области и ростом в численности рабочей силы иностранных граждан, которые статистикой в общей численности населения соответствующей возрастной группы не учитываются.  (Уровень занятости – это отношение численности рабочей силы к общей численности населения региона в возрасте 15-72 лет).

Рис. 2. Динамика изменения показателя «уровень занятости населения» Свердловской области с 2000г. по 2016г., %.

 

Численность населения трудоспособного возраста Свердловской области в 2016г. снизилось к уровню 2000г. на 12%.

Данная тенденция  снижения численности рабочей силы в Свердловской области будет продолжаться еще 10 лет до 2026г., т.к. естественная убыль населения, продолжалась с начала 1990-х годов до 2011г. и поколению молодых людей, родившихся в 2011г. исполнится 15 лет только в 2026г., когда они вступят в трудоспособный возраст.

Необходимо отметить, что с 2020г. темп падения численности трудоспособного населения в целом по региону будет снижаться, т.к. естественная убыль, начиная с 2006г., стала сокращаться, а с 2012 года начался незначительный прирост населения.   Однако, снижение численности сельского населения происходило не только за счет естественной убыли, но и еще миграционного оттока с сельских территорий и эти негативные явления вновь имели место на сельской территории региона в  2015, 2016гг.

Занятость населения (рабочая сила) важнейший социально-экономический показатель, характеризующий трудовой и экономический потенциал развития региона в целом, так и сельских территорий.

Стратегическое государственное регулирование трудовых ресурсов должно осуществляться через программы  социально-экономического развития регионов. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020г.» (утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП) [10], а затем принятый Закон Свердловской области «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы (Закон Свердловской области №151-ОЗ  от 15 декабря 2015 года) (далее – Стратегия) показывают в числе основных 7 проблем, которые могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие Свердловской области, две важнейшие проблемы, связанные с занятостью населения. Первая проблема, показанная  в законе № 151-ФЗ в параграфе 4 под № 1 – это сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в т.ч. вследствие высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте  и низкого уровня средней продолжительности жизни населения Свердловской области и вторая показана под № 3 –это  дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда рабочей силы различных специальностей и уровня квалификации[11].   

В Стратегии до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Свердловской области 27.08.2008г. (с изменениями от 29.12. 2010) предлагалось сокращение численности трудоспособного населения компенсировать за счет роста производительности труда на 30% от потребности рабочей силы, а также привлечения иностранной рабочей силы и миграции населения из других регионов. В соответствии со Стратегией, предельная миграционная емкость рынка труда, которая не оказывает отрицательных социально-экономических последствий на стабильность и развитие в регионе не должна превышать 7-8% от числа занятых. Фактическая доля иностранных рабочих в регионе составляла в 2007г. – 3,9%, а в 2009г. – 5,3% от занятого населения, поэтому поле для регулирования численности рабочей силы данным фактором весьма ограничено.

Под научным понятием Стратегия подразумевается конкретный долгосрочный план действий по достижению поставленной цели. Поэтому кажется странным и непонятным то, что в Стратегии Свердловской области на 2016-2030 годы, в параграфе № 8, где показаны  ожидаемые результаты реализации Стратегии, среди 12 показателей отсутствуют ожидаемые индикаторы по занятости населения до 2030г. А в параграфе №18 «Развитие рынка труда» записана только одна общая фраза: «Основной целью реализации социально-экономической политики Свердловской области на 2016-2030гг. является обеспечение рынка труда кадрами в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики Свердловской области».

Вопрос: а где план действий по решению проблем по занятости населения, особенно сложных на сельских территориях? Ответа в Стратегии Свердловской области не имеется. Поэтому принятая в форме закона Стратегия Свердловской области на 2016-2030 годы во многом формальна, не конкретна и не эффективна.

Социологический опрос руководителей организаций, проведенный Всероссийским центром  изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2010г. показал, что 25% организаций малого и среднего бизнеса считают, что имеющиеся у них вакансии невозможно заполнить только местными работниками. При этом в таких отраслях как строительство более половины вакансий не могут заполнить местными кадрами, в сельском хозяйстве и на транспорте около 30% [12].

В то же время Правительством РФ на территории России ежегодно устанавливается предельно допустимая доля иностранных работников для хозяйствующих субъектов  в отдельных отраслях экономики. Например, на  2017г., как и в предыдущие годы,   установлена, предельно допустимая доля иностранных работников при выращивании овощей в размере до 50% от  общей численности работников; в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта до 30%, установлена норма и в других видах деятельности[13].  Поэтому проблему, с ежегодно растущим дефицитом рабочей силы, за счет иностранных граждан не решить.

Происходящие в последние годы процессы в мировой экономике и политике вынуждают формировать в России новый вектор развития экономики от  постиндустриального к новому индустриальному (реиндустриальному) обществу[14].

С середины 2000-х годов ситуация в сельском хозяйстве  России постепенно меняется и начинают преобладать тенденции новой индустриализации. В последние годы выдвигается на первый план задача модернизации сельского хозяйства России,  внедрения новейших научно-технических достижений и передовых технологий.

Для решения поставленных задач, требуется  не только масштабное строительство новых высокопроизводительных сельхозпредприятий, технологическое обновление и модернизация существующих предприятий, но и кардинально менять с помощью  государственного регулирования (одним из инструментов которого является Стратегия)  структуру занятости населения, увеличивая в структуре долю обрабатывающей отрасли экономики и сельского хозяйства на промышленной основе с передовым техническим уровнем, а также повышать уровень качества рабочей силы и  усиливать государственную поддержку молодых специалистов в селе[15].

 Поэтому в стратегическом планировании социально-экономического развития сельских территорий необходимо предусматривать новую модель структуры занятости сельского населения соответствующую «реиндустриализация»  аграрной отрасли. 

  

Литература

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».

Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».

 Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60

3. Третьяков А.П. Сельские территории: сегодня и завтра. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург: 2016. № 6. С. 71-77.

4. Основные социально-экономические показатели агропромышленного комплекса Свердловской области за 2015 год: экономический обзор / Террит. орган Федеральной службы  гос. статистики по Свердловской области – Екатеринбург, 2016. – 41 с.

5.Свердловская область в цифрах. 1981-1985годы: Стат.сб. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. -128 с.

6. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Статистический ежегодник. http//istmat.info/node/15863.

7. Свердловская область в 2011-2015 годах: Стат. сб./Екатеринбург, 2016. – С.42.

8. Свердловскстат.  Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/

9. Население России за 100 лет (1897-1997гг.). Стат.сб./Госкомстат, Россия. М.,1998–222 с.

10. Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2010 г. N 1910-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"

 Режим доступа: http://base.garant.ru/35165247/#ixzz4kxJyzmfC

11. Закон Свердловской области № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы», принят Законодательным Собранием Свердловской области 15 декабря 2015 года.

Режим доступа http://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf

12. Тюрканова Ю., Флоринская Ю. Иностранная рабочая сила на рынке труда России. Демоскоп № 535-536. декабрь 2012г.

Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/analit06.php

13. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. N 1315 «Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».

 Режим доступа: http://base.garant.ru/71281914/#ixzz4kr3vh1j4

14. Семин А.Н, Третьяков А.П. Тенденции новой индустриализации в сельском хозяйстве современной России. Агропродовольственная политика России. Екатеринбург:

2017. № 2. С. 25-34.

15. . Семин А.Н., Третьяков А.П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности  государства. – Екатеринбург: Уральское изд-во, 2016. – С.89.

 

 Контактная информация:

Третьяков Анатолий Петрович,

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным