МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации
Многочисленные Стратегии и Госпрограммы инновационного и прочего развития сельского хозяйства, АПК и сельских территорий России и её регионов исходят, как правило, из некоторого набора целей и задач, «декларируемых» (по заключению ВИАПИ) и повторяющихся из документа в документ сверху и до низу всех структур власти, но «не имеющих общих целей, а часто, и просто противоречивых по своей сути» [1]. Управление важнейшей для страны отраслью сельского хозяйства и в целом её сельскими территориями ведётся вне научных правил и экономических основ, а подчиняется набору неких лозунгов и ничем не обоснованных псевдонаучных утверждений. Фактическое состояние дел в российском АПК свидетельствует об отсутствии необходимой динамики в улучшении там ситуации и развитии, и полностью подтверждает вышесказанное. Академик И.Н. Буздалов также утверждает, что сельское хозяйство вследствие этого «остаётся в полосе затяжного и глубокого системного кризиса, создающего угрозу продовольственной безопасности страны» [2].
Нам представляется, что было бы полезней не только оперировать этими тезисами о возможных путях развития АПК, а разработать для него крупный бизнес-проект с рядом важнейших целевых показателей и рассмотреть его на предмет реализуемости: возможно ли такое, есть ли для этого необходимые средства и ресурсы и какие будут последствия для страны и сельского населения. В рамках статьи это не будет полноценным проектом, а скорее только его некой концепцией, хотя это тоже очень важно в данном случае, а также необходим его анализ и выводы по предлагаемому проекту.
Представим задачу, что нам в России надо создать один млн. семейных сельскохозяйственных ферм. В США, например, их в настоящее время имеется около 2,2 млн и государство ставит своей целью сохранить их количество и даже несколько увеличить [3]. Это необходимо для  поддержания заселённости сельской территории США и сохранения природных и сельхозресурсов, где население составляет только 3 % от общего, т.е. около 9 млн человек из 315 млн. Там используется и поддерживается до 400 млн га земли. Реальная потребность в фермерах в России может быть и иной, но для нашего проекта вполне достаточна и соответствует нашей потенциальной реальности [4].
Представим, что на создание и обустройство одной семейной фермы в среднем потребуется 10 млн. рублей, тогда общие затраты на 1 млн ферм составят 10 трлн рублей. При этом считаем, что 50% средств пойдёт непосредственно на создание и развитие ферм, а остальные 50% – на развитие сельских территорий и их инфраструктуры.
Если принять, что это развитие будет происходить в течение 10 лет, то ежегодно должно создаваться 100 тыс. семейных ферм и около 200 агрогородков на территории России по 500 ферм в среднем в каждом. Ежегодно на эти цели надо будет 1 трлн рублей, из которых 500 млрд руб. пойдёт на создание 100 тыс. ферм и их кооперативов, а 500 млрд руб. – на создание и развитие инфраструктуры сельских территорий: агрогородков фермеров, дорожной сети села, сельской энергетики, сельского строительства и т.п.
Если допустить, что 500 млрд руб. фермеры займут в банке, то ежегодный банковский процент (при 15 %) составит 75 млрд руб. На первые пять лет реализации такого проекта фермеры (500 тысяч) возьмут в банках кредит в 2,5 трлн руб. и государство выделит на развитие сельских территорий также 2,5 трлн руб.
При этом фермеры сразу же с первого года будут производить, и продавать свою продукцию, увеличивая производительность ферм год от года, и всего за пять первых лет произведут её на сумму в 11,9 трлн руб. Динамика развития производства в это время дана в табл. 1. Из средств от продажи своей продукции фермеры будут погашать кредиты, платить налоги, получать свои доходы и накапливать средства для последующего собственного развития в рамках своих ферм, кооперативов или иной хозяйственно-коммерческой деятельности на сельских территориях и даже в городе.
Возможностью осуществления такого самофинансирования в наших условиях является пример колхоза им. Фрунзе Белгородской области под полувековым председательством В.Я. Горина, который успешно в постсоветское время развивается только на собственные средства, и за всё это время не взявший ни одного кредита в банке, но субсидируя при этом ещё своих сельских соседей. Обновление производства и социальной сферы колхоза все последние годы идёт быстрыми темпами, обеспечивая ему высокие показатели и лидерство в отрасли в Белгородской области и в России в целом. И всё это делается исключительно за счёт собственных средств колхоза и госпрограмм.
Развитие проекта за 10 лет позволит к 2026 году создать 1 млн ферм и их кооперативов. И далее (с 2026 г.) в течение пяти лет все фермы станут устойчиво работать и наберут проектную производительность. При этом общий объём производства за первые 10 лет составит 57 050 млрд руб., из которых можно получить:
– доходы фермеров (около 35% от их валового продукта) в размере 19,97 трлн руб.;
– налоги государству (около 6% от их прибыли) в размере 1,198 трлн руб.
Эти средства пойдут на погашение кредитов и % по ним, и на налоги государству.
За последующие 5 лет (до 2030 г. включительно) с учётом роста производительности семейных ферм общий объём производства продукции в них достигнет 81,850 трлн руб., откуда:
– доходы фермеров (35%) = 28,647 трлн руб. или 5,73 трлн руб./в год;
– налоги государства (6 % от доходов фермеров) = 1,72 трлн руб. или 0,344 трлн руб./в год в среднем.
Общая сумма государственных налогов к 2030 году составит около 2,92 трлн руб. Возмещение затрат государства на развитие данного проекта будет за первые 15 лет до 58 %. При этом также будут достигнуты важные цели развития АПК и села в целом.
Данный пример демонстрирует несколько очевидных моментов:
– возможен бездотационный путь развития и работы сельского хозяйства в России;
– сельское хозяйство в России может достигнуть в 2030 г. годового объёма производства свыше 300 млрд долл.;
– на сельских территориях России появится средний класс с высокими семейными доходами, который в сотрудничестве с государством преобразует и обустроит их для высокого качества жизни и эффективного экономического использования;
– стране не потребуется для эффективного развития АПК и сельских территорий иностранных вложений капитала или его заимствования в больших объёмах;
– сельские территории и их семейные фермерские кооперативы смогут со временем стать источником капитала для собственного роста и развития страны в целом.
В данном случае должен действовать принцип «самофинансирования» сельского хозяйства, проявивший себя ещё во времена «столыпинских аграрных реформ», который при «совсем незначительных затратах со стороны государства сделал богатым сельское население и резко повысил доходы государства» [5].
Это и есть, по-нашему мнению, «экономика знаний» в действии, где каждый фермер трудится «на себя», достигая при этом максимальной эффективности и постоянно совершенствуясь. Такой труд и экономика на его основе является альтернативой труду наёмному на, казалось бы, самой совершенной технике и по самым совершенным технологиям. Последнее будет «современной экономикой», но не «экономикой знаний», в основе которой и на первом месте стоит труд экономически «свободного человека» и труд «на себя». Примерами такой экономики служат не только «столыпинские крестьяне» – сельские хозяева и мелкие собственники, но и наши современные: председатель колхоза им. Фрунзе В.Я. Горин и его колхозники, которые тоже с 1962 г. и по сей день трудятся «на себя» на условиях хозяйственного расчёта, [6] и фермер-скотовод из Калужской области А.А. Давыдов [7], которые, находясь, казалось бы на разных «полюсах» сельской экономики, имеют, несомненно, общее качество (и оно решающее для успеха их дела) – они олицетворяют собой ту самую «экономику знаний», которая вновь, спустя 100 лет, возвращается на сельские территории России. Но разница всё-таки между ними есть и большая: если средняя зарплата в колхозе составила (2012г.) около 20 тыс. руб./мес., то фермер в том же году получил доход более 4 млн руб. на 2 человека, т.е. в 8 раз больше.
Проведенные прогнозные расчеты показывают, что в рамках предложенного проекта, фермы произведут продукции на сумму, млрд руб.:
за 2016–2020 гг. – 11 900; за 2021–2025 гг. – 45 150; за 2026–2030 гг. – 81 850.
В целом производство продукции за 15 лет (до 2030г.) составит – 139 трлн руб.
При этом среднегодовое производство в 3-ей пятилетке достигнет свыше 16 трлн руб. или около 320 млрд долл. США (по курсу – 50 руб./долл.).
Годовой доход семейной фермы за первые пять лет при выплате ими банковского кредита составит в среднем около 1,6 млн руб. в год, а в последнюю пятилетку – 6,265 млн руб. в год с последующим увеличением вслед за ростом экономических показателей их работы. Таким образом, на сельских территориях будут жить один млн семей с высоким достатком, которые и составят основу сельского среднего класса. Как ныне уже живут на селе десятки тысяч преуспевающих фермеров, включая скотовода А.А. Давыдова, кстати, развившего свою ферму до племенного репродуктора мясных пород скота без всякой финансовой помощи со стороны государства и на возрождение исчезнувшей ещё ранее советской деревни (Барановка) тратит только свои средства [7].
В хозяйственный оборот при этом будут включены до 300 млн. га земли. Это могут быть земли преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, куда приток дополнительного сельского населения крайне необходим, но никак не происходит. Это может случиться только при высоких доходах сельских фермеров и других предпринимателей малого бизнеса на сельских территориях, превосходящих значительно доходы населения в среднем по стране и в городе.
Перспективы такого варианта развития российского АПК могут быть связаны с целями Балийского соглашения ВТО (2013 г.) о дополнительном производстве продовольствия в один трлн. долл. США и создании 20 млн новых рабочих мест. Россия в его рамках может реализовать свои проекты развития АПК и взять на себя значительную его долю (до 1/3) с учётом имеющихся у нас возможностей и природных ресурсов.

Литература
 
  1. Отчёт об итогах научной и производственной деятельности за 2010г. М.: ВИАПИ. 2010. С. 3.
  2. Буздалов И.Н. научно обоснованная аграрная политика – главное условие обеспечения продовольственной безопасности. М.: Типогр. ООО «Аналитик». ВИАПИ им. А.А. Никонова. «Никоновские чтения – 2014». 2014. С. 39-44.
  3. Черняков Б.А. Конкурентоспособность аграрного сектора США: полезный опыт для России // Аграрный вестник Урала. 2009. №6. С.6-12.
  4. Предложения АККОР в Стратегию устойчивого развития сельских территорий РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel-akkor57.ru/vvedenie.html.
  5. Сидоровнин Г.П. П.А. Столыпин. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) / Г.П. Сидоровнин. Саратов: Изд-во «Терра-Книжный клуб», 2002. 639 с.
  6. Горин В.Я. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-mag.oskolnews.ru/art.php?vid=2&aid=2.
  7. Давыдов А.А. Рекомендации, опыт применения технологий мясного скотоводства в крестьянском (фермерском) хозяйстве «ДИК» Калужской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fermer.ru/booksport//hinl/27520.
 
Ключевые слова: экономика, проекты, инновации, фермеры, кооперация, сельские территории, земельные ресурсы 

Контактная информация:
Сёмин Александр Николаевич,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
Карпов Виктор Константинович,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным