МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации
 
Средствами реализации политики государства, воздействия на социально-экономическое развитие являются целевые стратегические программы, которые сосредоточены на реализации наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти.
Федеральные целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, которые призваны обеспечить решение целого комплекса проблем в области государственного, экономического, экологического, культурного и социального развития РФ на современном этапе.
Основными принципами разработки целевых стратегических программ являются: реализация государственной стратегии устойчивого развития и приоритетного решения экономических, научных, социальных и других задач; согласованность и координация деятельности участников в решении федеральных, региональных, местных и отраслевых проблем; участие в целевой программе органов государственной власти и местного самоуправления совместно с субъектами экономики, промышленности, социально-культурными организациями; получение конкретного результата с указанием его социально-экономической эффективности; взаимозависимость заказчика и исполнителя целевой программы.
Проекты целевых стратегических программ разрабатываются в соответствующих министерствах и регионах, утверждаются органами законодательной и исполнительной власти [3].
В исследованиях различных научных деятелей в области экономики и государственного управления целевые программы разделены на группы, виды, классы в соответствии с различными классификационными признаками.
Для развития сельского хозяйства характерны государственные программы развития АПК, федеральные целевые программы, целевые программы субъектов Российской Федерации, муниципальные целевые программы и т.д.
По своей сути целевые программы в области АПК всегда имеют стратегическую направленность и взаимосвязаны между собой, что объясняется особенностью сельскохозяйственного производства. Главное их назначение – обеспечение продовольственной безопасности, как региона, так и страны в целом.
Целевые программы должны быть направлены на формирование базовой конкурентоспособности, что позволит сбалансировать развитие всех целевых программ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Одной из особенностей современного сельскохозяйственного производства является его многовариантность. Отсутствие сбалансированности вследствие «неумелых рыночных реформ» привело к значительным структурным изменениям в агропромышленном комплексе, как всего Уральского федерального округа, так и Свердловской области в частности. Вследствие чего стало невыгодно производить продукцию, которая определяет продовольственную безопасность региона. Так, за несколько последних десятилетий поголовье дойного стада в Свердловской области сократилось в 2,5–3,5 раза, снизилась потребность в фуражном зерне, а площади зерновых культур сократились в 1,2–1,5 раза, что, естественно, привело к разрушению системы севооборотов. Снижение объемов минеральных удобрений, внесенных в почву, а также применения средств защиты растений, разрушение системы семеноводства еще более усугубило проблему. За весь период реформ в сельском хозяйстве области снизилась и урожайность. Почти 40% промышленных хозяйств области в сфере АПК находятся на грани банкротства.
Всё это привело к тому, что к 2010 г.: треть пашни – не востребована; две трети молочного поголовья – неконкурентоспособны; овощеводство закрытого грунта – сведено к минимуму; разрушена социальная инфраструктура села.
Свердловская область является одним из индустриальных регионов с высокой плотностью городского населения. В сельской местности региона проживает лишь 16 % населения, при этом площадь сельскохозяйственных угодий составляет лишь 13,4 % территории области [15].
При этом предприятиями области самостоятельно выпускается почти весь ассортимент продукции, представленный на продовольственном рынке - мясная, молочная, масложировая, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, спиртово-алкогольная, пивобезалкогольная, рыбная продукция [8].
Основными проблемами агропромышленного комплекса Свердловской области являются:
– технологическое отставание от развитых стран из-за низкого уровня доходов товаропроизводителей для осуществления модернизации производства и оборудования, высокая степень физического и морального износа основных средств;
– рост ценовых различий между продукцией сельскохозяйственного производства и материально-техническими ресурсами, которые используются в сельском хозяйстве при производстве продукции;
– ограниченный доступ местных товаропроизводителей на рынок в условиях монополизации товарных сетей;
– медленные темпы социального развития сельских территорий, ухудшение демографической ситуации, отток населения из села, дефицит квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе [12].
Реализация мер государственной поддержки в последние годы привела к определенному росту социального развития сельских поселений, а именно к росту жилищного строительства и обустройства. Тем не менее, качественного перелома пока не наступило, сохраняется высокая напряженность в обеспечении сельского населения доступным жильем, а также объектами социальной инфраструктуры, в частности в строительстве дорог [7].
В основе программно-целевого управления агропромышленным комплексом Свердловской области лежат целевые стратегические программы.
В регионе разработана «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008–2020 гг. и до 2030 года», «Концепция обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области на период до 2015 г.», «Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008–2015 годов («Уральская деревня»), «Развитие аграрного комплекса Свердловской области на период 2008–2012гг.», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Свердловской области на 2012–2015 годы», «Развитие свиноводства в Свердловской области на 2012–2015 годы», «Развитие мясного скотоводства в Свердловской области на 2010–2015 годы и на период до 2020 года», «Производство мяса индейки в Свердловской области в 2012–2015 г.г.», «Развитие овощеводства защитного грунта в Свердловской области на 2012–2015 годы», «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» и др. [14].
Также в рамках развития агропромышленного комплекса принято несколько Постановлений Правительства Свердловской области, которые отражают систему государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.
За реализацией вышеперечисленных отраслевых программ Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в постоянном режиме осуществляется мониторинг, который стал важной особенностью общей методологии формирования экономического механизма программно-целевого управления региональным агропромышленным комплексом, отличающей ее от существующих способов формирования целевых комплексных программ региона [11].
Однако, несмотря на это на практике они оказались уязвимы к изменениям внешней среды, экономически невыгодными, а также более декларированными, статичными, чем рабочими.
При формирования целевых программ в области АПК Свердловской области наблюдается перенос общегосударственного программирования на региональный уровень, а также недостаточная системность при разработке и реализации региональных программ, не устранены попытки реализации не связанных между собой программ [13], которые не прошли необходимую экспертизу на стадии согласования, содержат завышенные потребности в финансовых и материальных ресурсах, социально-экономическая эффективность реализации данных программ не соответствует требованиям сегодняшнего дня [5].
Требуется больше внимания к стратегическому анализу выполнения этапов реализации программы.
Очевидно, что недостаточно проработан учет ресурсного потенциала Свердловской области.
Учитывая специфические особенности региона, а именно наличие большого числа крупных промышленных центров, малочисленность сельского населения Свердловская область может строить свою концепцию целевых программ в области развития АПК на основе научно-обоснованной базы.
Рассмотрим основные причины отклонений в прогнозах развития агропромышленного комплекса Свердловской области, которые являются просчетами в системе программно-целевого планирования производства при достижении продовольственной безопасности Свердловской области.
В анализируемых программах сужены границы аналитических периодов, не до конца продуманы оценочные показатели эффективности, нет точных целей, конечные результаты «натянуты», нет глубокого анализа организационно-технических вопросов, системы управления агропромышленным комплексом, отношений между собственниками, проблем монополизма и ценового дисбаланса в звене производство-переработка-торговля.
Не до конца рассмотрены социальные проблемы, не обозначены перспективы развития малых предприятий, не обоснована технико-технологическая политика, не представлены политика государственной поддержки сельхозпредприятий и механизм организационно-экономических мероприятий [10].
Для решения вышеуказанных проблем, имеющих комплексный отраслевой и межведомственный характер, требуется значительный объем различных ресурсов, согласованность действия органов государственной власти и местного самоуправления, что возможно реализовать только при наличии грамотно составленного программно-целевого планирования при помощи целевых стратегических программ.
Существующие в настоящее время пути решения проблем развития агропромышленного комплекса Свердловской области и ее сельских территорий  не решают их в полной мере [4].
Отсутствие реальных организационно-технических мероприятий, отказ использовать программно-целевой метод планирования и решения проблем АПК в Свердловской области может привести к разрушению основных видов деятельности в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов, а также вытеснению продукции предприятий области  с товарного рынка продукцией, завозимой из иных субъектов Российской Федерации и других стран [9].
Отказ от программно-целевого метода планирования целевых стратегических программ в области АПК региона приведет к дальнейшему снижению уровня жизни сельского населения, увеличению разрыва в уровне жизни между городом и селом, демографическим проблемам и оттоку сельского населения в городскую местность.
Это только некоторые вопросы, которые требуют незамедлительного решения и системного рассмотрения в процессе стратегического планирования целевых программ Свердловской области в области регионального агропромышленного комплекса [6].
Говоря об эффективность реализации целевых стратегических программ, прежде всего, нужно отметить областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»), которая призвана улучшить социально-экономическую ситуацию в сельской местности Свердловской области, приостановить отток населения из села [1].
В целом, целевая программа «Уральская деревня» является современной, необходимой и действенной мерой для развития уральского села, однако в программе имеются вопросы, нуждающиеся в особой доработке, например, занятость населения.
В ходе программы обучения начинающих предпринимателей «Начни свое дело» прошли обучение 1,2 тыс. человек из 29 сельских территорий Свердловской области. На реализацию 102 бизнес-проектов в рамках программы «Начни свое дело» предпринимателям выделены гранты на сумму 24,6 миллиона рублей из средств федерального бюджета [14].
В рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Правительством Свердловской области» утверждена государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» [2].
Основными целями и задачами вышеуказанной государственной программы являются: обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских населенных пунктов на основе создания достойных условий жизни и деятельности населения; создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги и обеспечения прав потребителей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере агропромышленного комплекса и потребительского рынка.
Реализация данной Государственной программы к 2020 году должна позволить значительно увеличить годовой объем производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий, молока, зерновых и зернобобовых культур, картофеля. Должен быть обеспечен ввод 100,6 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, запуск 1904 км газопроводов, планируется повысить уровень газификации домов (квартир).
В ходе реализации мероприятий государственной программы с участием бюджетных средств в области объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014 год составил 100,3 % в сопоставимой оценке к соответствующему периоду прошлого года. Среднемесячная заработная плата по кругу крупных и средних сельскохозяйственных организаций составила 21 463,1 рублей, что также выше планового показателя.
По итогам работы за 2014 год Свердловская область сохраняет лидирующие позиции по валовому производству – входит в десятку лучших, по приросту производства молока в сельскохозяйственных организациях – второе место в Российской Федерации [1].
Реализация мероприятий по созданию благоприятных условий проживания на селе с 2014 года осуществлялась в рамках новой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». На эти цели в 2014 году предусмотрено 556,7 млн. рублей средств федерального и областного бюджетов. Фактически по состоянию на 01.01.2015 г. на реализацию данных мероприятий направлено 96,7% от запланированного.
Государственную поддержку на улучшение своих жилищных условий получили 234 семьи, проживающие в сельской местности, из них 156 – молодые специалисты. Построено распределительных (уличных) газовых сетей) в сельских населенных пунктах протяженностью 148,1 километров (101,5% от плана).
Достигнут рост объема производства по следующим видам продукции: цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), сыры и продукты сырные, масло сливочное, кондитерские изделия, продукция маргариновая, пиво, кроме отходов пивоварения, напитки безалкогольные, мясо и субпродукты.
В 2014 году оборот общественного питания и розничной торговли Свердловской области выше, чем за аналогичный период прошлого года в фактических ценах. Целевые показатели подпрограммы «Развитие потребительского рынка Свердловской области» по итогам 2014 года выполнены в полном объеме.
Государственной программой для обеспечения выполнения полномочий государственных органов запланировано 23 целевых показателя. По итогам 2014 года обеспечено их выполнение [14].
Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что целевые стратегические программы являются средствами реализации политики государства, воздействия на социально-экономическое развитие, а также сосредоточены на реализации наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение проблем федеральных органов исполнительной власти.
Главное назначение целевых стратегических программ в агропромышленном комплексе региона – обеспечение продовольственной безопасности, как Свердловской области, так и страны в целом.
 
 
Литература
 
1. Постановление Правительства Свердловской области от 28.11.2007 №1176-ПП «О комплексной программе социально-экономического развития сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008–2015 годов («Уральская деревня»)» // Областная газета 12.12.2007. № 438–439.
2. Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 №1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Аграрная экономика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Под ред. М. Н. Малыша. СПб.: Издательство «Лань», 2012. 688 с.
4. Зезин Н.Н., Мальцев Н.В., Медведев М.Р. Эффективность интеграционных связей в АПК Среднего Урала // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 115 годовщине со дня рождения Терентия Семеновича Мальцева «Научное наследие Т.С. Мальцева и современные проблемы земледелия России». Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2011. 156 с.
5. Кованов С.И., Свободин В.А. Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: Агропромиздат, 2012. 158 с.
6. Макарец Л.И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: учебное пособие / Макарец Л.И., М.Н. Макарец. Санкт-Петербург, 2012. 220 с.
7. Мальцев Н.В. Имитационное моделирование в практике стратегического планирования  сельскохозяйственного производства // Аграрный вестник Урала. 2013. №2. С.12-19.
8. Манелля А.И. Сельское хозяйство России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. №7. С.10-15.
9. Полюбина И.Б. Отечественный агропромышленный комплекс: современное состояние и перспективы развития // Финансы и кредит. 2011. №1. С.15-25.
10. Попов Н. А. Организация сельскохозяйственного производства: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2013. 345 с.
11. Сёмин А.Н., Мазлоев В.З., Бобылева Г.А., Бобылев Д.С., Боровских Н.В., Мальцев Н.В., Михайлюк О.Н. Типология конкурентных стратегий в аграрных организациях. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4 // Материалы Одиннадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 13-14 апреля 2010 г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2010. 256 с.
12. Фирсов А. Основа устойчивого развития сельской территории // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 2. С. 21.
13. Экономика сельского хозяйства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Агирбов, Н.А. Серова. – М.: ЮРКНИГА, 2013. 348 с.
14. Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области // http://mcxso.midural.ru/.
15. Программа «Уральская деревня» поможет сократить отток сельских жителей в города // http://www.rost.ru/news/2007/08/ 301940_10621.shtml.
 
Ключевые слова: аграрная политика, агропромышленный комплекс, стратегические программы, принципы разработки, механизм выполнения, государственная поддержка, основные приоритеты
 
Контактная информация:
Ершов Кирилл Евгеньевич,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным