МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

ЯКИВЕЦ ОЖИВЛЯЕТ ОЗЕРА

Печать

Опубликовано 25.08.2015 18:48 , Автор: Пратов П. Категория: Идиллическая живопись галереи Перевозчикова

1. трудный жанр пейзажа

Однажды мне художник сказал: самый трудный жанр – пейзаж: всем нравится писать природу, пишут все, а остаётся немногое. Как дать динамику, где взять сюжет, как уйти от копийности, как одухотворить пейзаж? – непростые для всех художников вопросы. Не случайно, пейзаж является, по многим исследованиям, самым непопулярным жанром для молодёжи в живописи – они там ничего не видят.   

 

Многие годы шли споры – что должен дать пейзаж – копию местности, своё отношение? Вроде интересно свое отношение, свой дух, привнесенный в поля и деревья. Но часто за «своим отношением» пейзаж пропадал. Как человек, попытавшийся начать с пейзажа свою художественную практику, полагая, что это как раз самое лёгкое, я выехал с этюдником в оленинские места под Питером, полагая, что дух дружеской семьи Пушкина меня вдохновит, начал писать. И хотя теоретически я был подкован и рисовал всю жизнь, первый опыт мне показал главное: нет ничего труднее пейзажа. И не потому что были ошибки, а потому что своего слова не было сказано и как его сказать – осталось за рамками моего понимания.

Долгое время я считал пейзаж тестовым жанром для художника и побывал на множестве выставок, анализировал классиков, вглядывался в шишкинские леса и до сих пор не могу отдать себе отчёт, когда пейзаж «проснётся». Я не считаю пейзажем хитрость Шишкина, который себе «помог» медведями, которые являются героями его знаменитой картины: это все так не пейзаж: где есть живая натура с «мёртвой» справиться легче. От этого картина не становится хуже, но это не пейзаж.   

 

2. озеро дышит

Когда познакомился с несколькими пейзажами Якивца, они сразу остановили мои эмоции. И не потому что на полотнах мои родные и родственные места, а потому что в них была та прелесть, которую чувствуешь сам в лесу.

Пейзаж, конечно, одно из самых субъективных жанров для восприятия, но ясно, что если кого-то что-то остановило, значит что-то есть.

У каждого свои требования к пейзажу. У меня своё – вернуть ощущения, давно пережитые, иметь возможность окунуться в ту атмосферу уральской озёрной прелести.  

Вообще озерная живопись внутри пейзажного жанра – еще более трудное занятие, потому что изображение воды – головная боль для художника. Ведь не секрет, что изображает воду художник через противоположность – окружающий пейзаж и возникает подмена: не озеро, а пейзаж с озером, где озеро уходит из главных героев, потому что насыщенность цвета леса и камня забирает композиционную энергию на себя и озеро из картины уходит.

Так вот у Якивца я впервые увидел обратный эффект: озеро окормляет окружающий пейзаж, а не наоборот. А так как я заколдован нашими озерами на всю жизнь, то возвращение ощущения воды во всем пейзаже – это находка и достижение. Пейзаж весь дышит озером, а не наоборот: гора принимает цвет озера, становясь озером в картине, небо принимает цвет озера - становясь обратным отражением6 небо и есть воздушное озеро.     

 

3. масло тоже может

Конечно, я был уверен, что озеро пишется одноприродным средством – акварелью. Как говорится, сам Бог велел. Но когда я понял, что писано маслом, я даже растерялся: Якивец маслом создал полную иллюзию акварели.

Вообще писать озеро маслом – вызов сам себе: когда есть акварель, браться за масло - усложнить себе жизнь. Но – получилось. И полотна задышали акварелью, подчёркиваясь масляной монументальностью.  

Да, в руках Якивца масло тоже «смогло.

 

Теги: Якивец, пейзаж, масло.     

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным