МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

ВОЗВЫШЕНИЕ ПАШНИ

Печать

Опубликовано 30.07.2015 19:58 , Автор: Катков Р. Категория: Идиллическая живопись галереи Перевозчикова

или в чем состоит тест на мастера  

Мастерство художника часто открывает то, что не видит невооруженный глаз. Картина может стать таким увеличительным стеклом, которое рождает новую реальность. А значит новые чувства.

 

Нам не хватает в сегодняшнем искусстве возвышения простого – но того, что касается всех. Ведь простое универсально, а сложное ещё надо достигнуть. При этом искусный художник приводит нас от простого к сложному, показывая диалектику жизни. Такая картина «Пашня» челябинского художника Черкасова, которая выходит за пределы пейзажа путём формирования высокого смысла.   

Удивительно, как композиционным приёмом можно раскрыть много смыслов. Как открыть мощь и красоту труда? - по сделанной работе: вот огромные поля, напоминающие насыпанные монолитные, прочные горы зерна. Можно даже ошибиться в аллюзии, не пустыня ли изображена перед нами, но стебель на переднем плане и крохотный комбайн, поднимающийся в гору, снимают моментальные вопросы, а что это и где.   

 

Пашня – это не только место тяжелого труда, это место для человеческого возвышения. Да, через пашню, трудом можно возвысить себя – это говорит картина, выпуклой возвышенной пашней устремляющаяся ввысь, к небесам. А золото пашни говорит о вечной ценности.    

Заметим, как смыслы передаются. Небо занимает две трети картины, что наводит на мысль о поднебесном труде. Гористая пашня создаёт отношение горнего и небесного, что замечательно отражено и в цвете: золотая пашня на фоне неба становится этаким восходящим солнцем, которое возносит и комбайн и человека в нём. И возникает эффект: комбайн не поднимается с трудом в гору, а будто бы готовиться взлететь с неё. При этом второй уровень пашни настолько укореняет комбайн, что дальше эффекта взлета дело не идет: комбайн превращается в корень композиции – его натуга по преодолению пригорка становится внутреннеё энергией картины, которая показывает те самые тысячи малых жилистых напряжений, которые и есть тяжелый физический труд.   

 

Вообще история искусства знала много попыток поэтизации человеческого труда, особенно физического, крестьянского. Не надо забывать, что поэтизировать труд – дело нетривиальное, поскольку можно от поэтизации соскользнуть к ложной патетике или ложной поэтичности. Есть немногие шедевры, не соскользнувшие в имитацию, несмотря на то, что это сложно и не всегда получается. Если взять даже «Жницу» Венецианова, заметим, что в них изображена не жница, а просто красивая девушка с серпом. Идиллия. Труда нет, пота нет, мозолей, натуги, жутких кровососущих оводов и жалящих комаров нет. Нет болящей спины, нет усталости, нет парализующего страха перед дождем.

Нет спора, нужна и чистая идиллия, чистая буколика, но этот только подчеркивает, что возвышенное изображение крестьянского труда – большой риск для художника, который останавливал многих мастеров от этих рисков. А это значит на теме крестьянского труда проверяется мастерство художника.

Черкасов прошёл этот тест, оставив маленький шедевр – песню о современном крестьянком труде. 

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным