МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Главная

Рейтинг@Mail.ru
Научные публикации

МОНУМЕНТЫ ПРИРОДЫ

Печать

Опубликовано 08.03.2017 11:18 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Галерея Перевозчикова

 Мы любим природу. А любит ли она нас?

Этот год – 2017 - год Экологии, объявлен Президентом, а я вот думаю о другом: мы заботимся о Природе – а знаем ли мы её? Закончилось ли то время, когда в советский период мы стремились её подчинить, овладеть ею как ресурсом, полагая её как всего лишь сырьё. Мы могли умиляться ландшафтам, мы могли любить красоту, но в конечном итоге, она была просто «первичным материалом».

 

Одно из направлений сухановской художественной мысли – раскрытие самостоятельны сил природы. И в этом он доходит до очень важной вещи: до субъектности природы.

Несмотря на философичность термина, он понятен: субъектность – это когда самостоятельность и собственное лицо. Когда собственный характер, собственное настроение, собственный взгляд.

Изображение природы с языческих времен носило разнообразный характер, но как правило, персонификация достигала такого, что она отрывалась от пейзажности природы. Природный Пан становился просто мужиком, Медуза-Горгона – женщиной со змеями на голове. То есть они теряли формы природы и природный вид.

А вот как изобразить субъектность природы, не потеряв саму природность изображения? Суханов создаёт этот эффект.

Село, погружённое в сон, дома, застеленные снегом, подобны сонному человеку. Но ничто не спит – так как дымы из труб говорят о жизни, кипящей в домах. И вот дым сплетается с морозом и рождаются формы, похожие на людей.

Те, кто когда-либо наблюдал издалека за вечерней деревней, окутанной множеством дымов, всегда было ощущение, что они сплетаются в огромные фигуры, которые нависают над местностью и невесомо оберегают село. Возникает чувство, что это гиганты, рожденные людьми, оставшиеся им служить. Они живы, подвижны, меняют лица, формы, то утончаются, то полнеют, и напоминают сказочных дивов или джинов. Это удивительное зрелище, которое всегда колеблет атеистическое воспитание: есть ощущение, что они живы и хотят с тобой поговорить или помочь что-то сделать. Но иногда духи взмывают высоко над деревней и возникает чувство, что взлетает и всё село.

Вообще изображение сил, эффектов природы не всем дается: сохранить тонкую грань пейзажа и сделать фактически портрет природных сил – это, конечно, дело мастера. Как подчеркнуть то, что это не сырье, не «первичный материал», а самостоятельное, руками не обретаемое явление? Суханову это даётся.

Меня больше поражают совпадения. Дело в том, что этот эффект – превращение природных явлений в субъекты природы поражал с детства и юности именно в тех местах, где это писалось – в 13 километрах от Суханова, на станции Сулея, где жила бабушка. Юношеское воображение рисовало этих титанов, рождающихся из труб и нависающих над тишиной села и черной бездной неба, создавая сказочный, мистический эффект. И вот Суханову удалось его передать. Причём легкий нажим – и он дает луной телесную тональность, что даёт ощущение свечи, фонаря, с которым идут гиганты решать судьбу деревни. Хорошее напоминание всем нам, что природа – субъектна и тоже решает нашу судьбу. Тонкий символизм – напоминание, что ты не один в этом мире и не все права в твоих руках, и не все конституции тебе писать: есть рукотворная власть, а есть природная, и она сильнее. Во всяком случае наклон фигур, их характер не оставляет сомнения: это – судии, это властители, это судьбоносные для деревни существа.

Наконец, Суханову удается достичь не только живого, но и монументального эффекта: это не просто титаны, это вечные титаны: их возвышение не только живое свидетельство, оно еще и монументальный факт: природа тебе не подчинена, ты подчинен ей – не нужно никаких иллюзий, надо делать выводы: не пытайся обаять её своею любовью, а старайся заслуживать её любовь, выполняя её, часто суровые, требования.

Проекты Программы Партнеры
Для пользы дела


Фотохроника
Лица и титулы



Село и люди
Живой мир
Воспитай Трудом!
Красивое должно быть вечным